Ресурсная школа. Детские общественные объединения как форма гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

Детские общественные объединения как форма гражданско.docx (скачать)
программа ресурсная школа.docx (скачать)

Образовательный тур – способ приобретения нового опыта

19.03.2024

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотной личности, что должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе, умения организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задания. Задача школы – научить школьников учиться, а не просто дать готовые знания или готовую информацию. В новых обстоятельствах, в условиях глобальной информатизации общества, процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

13 марта 2024 года педагоги МКОУ «Талицкая СОШ № 1» Буркова Светлана Владимировна, Герасимова Ирина Сергеевна и Сизикова Ольга Владимировна, приняли участие в  стажировке в рамках регионального проекта «Образовательный тур» ГАОУ ДПО СО «ИРО» на базе МАОУ «Школа № 13» г. Ирбита. Целевая аудитория участников площадки – административные команды и педагогические работники образовательных организаций различных территорий Свердловской области.

Тема стажировки: «Эффективные педагогические средства формирования и развития всех направлений функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности».

        Цель методического мероприятия: совершенствование методических компетенций учителей по формированию и развитию у обучающихся функциональной грамотности при реализации обновленных ФГОС ОО.

Открыли стажировочную площадку и обратились с приветственным словом к присутствующим начальник Управления образования ГО «город Ирбит» Лыжина Юлия Николаевна и директор МАОУ «Школа № 13» Ростовщикова Наталья Михайловна, отметив актуальность темы регионального мероприятия и важность формирования функциональной грамотности обучающихся в современном мире. Затем в пленарной части стажировочной практики заместители директора представили работу школы по формированию функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации обновленных ФГОС ОО. Учителя-предметники продемонстрировали  опыт работы по формированию и  развитию читательской грамотности, креативного мышления на уроках русского языка, географии, изобразительного искусства.

В практической части участникам стажировочной площадки было предложено посетить открытые уроки, мероприятия и занятия на мастер-классах, где педагоги школы демонстрировали образовательные технологии, эффективные приемы и стратегии, позволяющие формировать функциональную грамотность.  Наши педагоги посетили:

·         урок биологии в 7 классе по теме: «Жизнь растений»;

·         урок английского языка в 5 классе по теме: «Цифры и числа родного Ирбита»;

·         творческую игру в 1 классе «Что это за сказка?»;

·         мастер-класс по теме: «Занятия практического характера на уроках математики в ходе подготовки к итоговой аттестации»;

·         мастер-класс по теме: «Развитие креативного мышления на уроках речевой направленности».

На мастер-классах был представлен опыт работы педагогов школы № 13  по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности. В ходе работы площадки особое внимание было уделено  изменению подходов к преподаванию предметов, интеграции новых интерактивных технологий в традиционное образование. Учителя показали, что раннее развитие умений работать с различными видами информации формирует прочную базу для успешного обучения в будущем.

В заключительной части стажировки все участники отметили высокую практическую значимость мероприятий, проведенных в рамках данного проекта. Итогом работы площадки стал приобретенный педагогами опыт и продукт для дальнейшего использования в практике:

·         умение эффективно использовать результативные методические приемы для формирования и развития всех составляющих функциональной грамотности;

·         знание алгоритма разработки модели организации работы обучающихся по всем направлениям формирования функциональной грамотности;

·         умение проектировать основные механизмы организации системы работы по формированию функциональной грамотности.


Руководитель РМО учителей

иностранного (английского) языка Буркова С.В.

  

Функционально об Урале

29.04.2024

24 апреля 2024 в МКОУ «Талицкая СОШ № 1» в рамках работы Ресурсной школы по направлению «Функциональная грамотность учителя – основа функциональной грамотности обучающихся» состоялся единый методический  день «Батюшка Урал», посвященный 90-летию Свердловской области. На мероприятие были приглашены директора, заместители руководителей общеобразовательных учреждений по учебной работе, учителя. В программе дня были открытые уроки по разным видам функциональной грамотности, а завершалось мероприятие квиз-игрой.

          С приветственным словом к участникам обратилась Коровина Светлана Викторовна, директор МКОУ «Талицкая СОШ № 1». Она отметила, что сегодня создается единое образовательное пространство, обновляются ФГОС, в школах функционируют профориентационные программы. Однако для того чтобы быть успешным в стремительно меняющимся мире, человеку нужны не только предметные знания. Хочу такой сайт

          Обзор работы школы по методическим проблемам представила Суворова Анастасия Григорьевна, заместитель директора по УР. Она акцентировала внимание на важных аспектах, необходимых для успешного формирования функциональной грамотности, которая приобретает социально-экономическое значение. Это влечет за собой изменение задач школы. Обучающимся необходимо использовать знания, умения, способы  действия при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

          Чтобы оценить уровень функциональной грамотности обучающихся, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.  Это именно то, что поможет нашим обучающимся быть успешными в стремительно меняющемся мире. Поэтому учителю необходимо знать особенности составления заданий для оценки функциональной грамотности, а это значит, что особую важность приобретает уровень функциональной грамотности  самих педагогов.

          Это послужило принятию таких административных решений, как проведение диагностики уровня сформированности функциональной грамотности  учителей МКОУ «Талицкая СОШ № 1», курсовой подготовки всего педагогического состава, использование утвержденных ресурсов для оценки уровня сформированности функциональной грамотности, участие в разработке методических материалов, транслирование опыта на муниципальном и региональном уровне, проведение диагностики функциональной грамотности обучающихся.

Транслирование опыта школы проходит ежегодно не только на муниципальном уровне, но и на региональном.

          Пятова Елена Александровна, учитель русского языка, магистр филологического образования, в своем докладе осветила опыт разработки заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, отметив, что способность учиться всю жизнь, видеть проблемы и искать пути их решения, критически мыслить и оценивать информацию, способность к эффективной коммуникации, способность выбирать и использовать различные технологии в жизненных и профессиональных ситуациях - это те компетенции, необходимые в ситуациях столкновения человека с новым, будь то технологии, устройства, информация, взгляды другого человека, новые законы и правила поведения, новые риски и жизненные ситуации и т. п. Функционально грамотный человек легче справится с неопределенностью и новыми трансформациями, критически оценит информацию и выберет оптимальные решения.

          Гости школы посетили 7 открытых мероприятий. Стафеева Светлана Викторовна, учитель начальных классов, провела внеклассное мероприятие «Своя игра «Знатоки родного края» во 2 классе. Отвечая на вопросы учителя о нашем крае, обучающиеся смогли «заработать»  как можно больше денег и правильно их потратить, т.е. показали умение использовать финансовую грамотность на практике. У присутствующих была возможность познакомиться с удивительным проектом обучающегося нашей школы Долматова Дмитрия по теме «Бумажные истории».

          Берсенева Алена Александровна, учитель русского языка и литературы,  и Буркова Светлана Владимировна, учитель иностранного языка, провели внеклассное мероприятие по русскому, английскому языку в 6 классе «Вокруг Талицы за 40 минут/ Around Talitsa in 40 Minutes». Дети работали с учебными краеведческими текстами на русском и английском языках, рассматривали с туристической точки зрения достопримечательности родного города. Учителя показали приёмы формирования читательской грамотности.

          Обучающий урок технологии в 6 классе по теме «Секреты лепки пельменей из цветного теста (малахитовые, рубиновые, янтарные…)» провела Жигайлова Вера Владимировна, учитель технологии. На уроке были представлены примеры формирования креативного мышления обучающихся в процессе посещения кафе «Уральский крутой замес», где участники приготовили уральскую традиционную пищу необычным способом.

          Бинарный урок по литературе и истории по теме «Урал – опорный край державы» в 9 классе провели Захарова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, и Бабакина Елизавета Игоревна, учитель истории и обществознания.  На уроке осуществлялось развитие глобальных компетенций через анализ отрывка из лирической поэмы А.Т.Твардовского  «За далью – даль» и создание кластера на основе работы с историческими текстами об Урале. Полученные знания помогли обучающимся построить аргументированный ответ на проблемный вопрос.

          Собчук Марина Николаевна и Бурцева Ольга Александровна, учителя математики, провели внеклассное мероприятие в 10 классе на тему «Кто выиграл?», в ходе которого выяснили, в каком микрорайоне уральской столицы выгоднее содержать квартиру. В этом им помогла математическая грамотность.

          Урок-квест по информатике на тему «Путешествие по бажовским местам» провели в 6 классе Шанаурина Светлана Геннадьевна и Безик Любовь Владимировна, учителя математики и информатики. Навыки цифровой грамотности помогли обучающимся «пройтись» по бажовским местам, найти ошибки в оформлении компьютерного текста (будь то описание ученика или даже учителя). Обучающийся 10 класса Бурков Матвей представил свой инновационный проект по информатике в рамках защиты личной информации.

          Сизикова Татьяна Валерьевна, учитель географии, провела в 5 классе обучающий урок на тему «Подземная кладовая Урала». Чтобы научно рассказать о горных породах и их происхождении, применить знания в реальной ситуации, необходимо формировать естественно-научную грамотность. Именно это было представлено на данном уроке.

          После уроков все гости школы собрались в актовом зале для участия в квиз-игре с необычным названием «Ты чо, с Урала?». Кроме учителей, в игре принимала участие сборная учеников, которых по итогам уроков выбрали учителя.

           Квиз-игра предполагала вопросы с короткими ответами, ограниченное время, запись ответов в подготовленные заранее бланки. В игре было 6 этапов, для каждого прописывались правила. Данный продукт направлен на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.

          На этапе разминки, как и на других, задания были разной трудности, что позволяло создать ситуацию и успеха, и затруднения. Задания следующего тура «Я вижу» направлены на соотнесение вербальной информации с иллюстративным материалом. Визуальная информация  была размещена на слайде, а вопрос зачитывался ведущим. Интерес вызвали задания тура «Найди общее». Для выполнения этих заданий требовалось соотнести изображения и найти общее.

В духе современности в игру включен тур «Наедине с нейросетью», в котором были даны картинки, сгенерированные нейросетью, и задание:  определить, что изображено. Ответ должен был представлять собой словосочетание, которое включает топонимы Урала. Задание направлено на применение достаточно устойчивых словосочетаний в связи с новым, нестандартным изображением. Нужно было узнать знакомых незнакомцев.

          Предпоследний тур «Реверс» носил развлекательный характер. В качестве задания предлагался перевернутый отрывок песни  из репертуара уральских рок-музыкантов.

          В последнем туре можно было увеличить баллы вдвое. Если команда уверена в ответе, она ставила рядом с ответом галочку.  Это позволило группе соотнести степень риска со своими знаниями.

          Хочется отметить, что, кроме того, что мероприятие выходит на применение функциональной грамотности, метапредметных умений, оно побуждает задуматься о ценностных ориентирах, о месте Урала в жизни страны и каждого из нас. Ведь все мы патриоты.

Суворова Анастасия Григорьевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УР МКОУ «Талицкая СОШ №1», специалист по учебно-методической работе Управления образования Администрации Талицкого городского округа

Пятова Елена Александровна, магистр филологического образования, учитель русского языка и литературы  МКОУ «Талицкая СОШ №1», руководитель РМО учителей русского языка и литературы Талицкого городского округа

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».