Ресурсная школа. Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности обучающихся

Методический семинар-практикум

19.01.2024

Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности – это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.

 В соответствии с планом методической работы Управления образования ТГО 24 ноября 2023 года в рамках РМО учителей английского языка на базе МКОУ «Талицкая СОШ № 1» состоялся практико-ориентированный семинар по теме: «Практическое применение заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка». МКОУ «Талицкая СОШ № 1» была выбрана не случайно для проведения данного мероприятия, т.к. она является муниципальной базовой площадкой по теме   «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности обучающихся»

Актуальность семинара обусловлена необходимостью совершенствования работы педагогов района по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Методический семинар преследовал следующие цели:

·       представить опыт работы педагогов МКОУ «Талицкая СОШ № 1», успешно работающих в данном направлении;

·       повысить профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах нового содержания образования, овладения новыми формами работы педагога с учащимися и воспитанниками;

·       повысить профессиональные компетентности педагогов по эффективному отбору форм, методов, технологий обучения в целях создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

В ходе семинара учителя английского языка МКОУ «Талицкая СОШ № 1»  представили свой опыт педагогической работы для учителей Талицкого района.

Бутакова Татьяна Викторовна и Буркова Светлана Владимировна провели внеклассное мероприятие в 9-11 классах (2 человека от параллели) по теме: «Какой он – идеальный учитель?»

1.png

Мероприятие началось с посещения официального сайта Президента РФ, где опубликовано обращение Путина В.В. к педагогическому сообществу в связи с объявлением 2023 года Годом педагога и наставника. Старшеклассники и приглашённые учителя выполняли все задания в группах. Обучающиеся демонстрировали умение работать с информацией: выделяли главную идею текста, читали представленные на стенах кабинета слайды об учителях школы и района на русском и английском языках, заполняли пропуски в предложениях, расставляли их в логической последовательности, задавали вопросы на контроль понимания услышанного англоязычного текста и отвечали на них. В конце мероприятия обучающиеся составили портрет идеального учителя – монологическое высказывание с опорой на учебные тексты.

Свой опыт работы также представила учитель английского языка Степанова Владлена Евгеньевна. Внеклассное мероприятие в 6 классе было проведено по теме «В мире Гарри Поттера». Цель данного занятия: описать главного персонажа с опорой на картинку.

 2.jpg

В начале занятия ребята получили письмо из Хогвартса, где их приглашали на обучение в школу волшебства. Далее обучающиеся отправились за покупками: им было необходимо «купить» нужный инвентарь для обучения (соотнести картинку с названием оборудования). На следующем этапе школьники встретили главных героев: Гарри, Рона и Гермиону, которых нужно было угадать по их описанию. После прибытия в школу чародейства школьники были распределены по факультетам: Гриффиндор, Пуфендуй, Когтевран, Слизерин. Ребята читали текст, вставляли  глаголы в прошедшем времени. После прочтения текста были предложены несколько предложений, прочитав которые дети отвечали «правда» или «ложь». Затем в группах отвечали на вопросы по картинке и на основании ответов составляли описание персонажа.

Шихова Елизавета Андреевна провела урок в 8 классе по теме «Посещение театра».

На начальном этапе учитель провела тематическую викторину по теме урока. Затем дети прочитали текст про театр и заполнили пропуски, выполнили задание на трансформацию ответов про последнее посещение театра из прямой речи в косвенную. Закрепление грамматической темы «Косвенная речь» и лексической темы «Театр» было организовано через проведение теста на выбор правильных ответов. В конце урока Елизавета Андреевна провела ролевую игру с использованием заданной учебной лексики и грамматики.  

Ивасишина Оксана Юрьевна показала урок в 5 классе по теме «Мой дом. Моя комната». Урок начался с речевой разминки. Обучающиеся прочитали стихотворение с пропусками, дополнили его по смыслу и успешно определили тему урока. Этап повторения изученных лексических единиц по теме заключался в 3-минутном фронтальном опросе, после которого обучающиеся самостоятельно фиксировали свои знания на карточках с изображением комнат и мебели. В ходе урока обучающиеся продемонстрировали умения и навыки читательской грамотности в выполнении задания на соотнесение изображения, типа дома и его описания. Читательские действия обеспечили относительную полноту понимания текста: находить информацию, представленную в тексте в явном виде; делать на основе этой информации несложные выводы; интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста.

 3.png

Затем обучающиеся в ходе групповой работы выбрали картинку, на которой изображен фрагмент комнаты, определили ее название, подобрали из предложенных предложений те, которые описывают интерьер данной комнаты. После этого устно представили описание данной комнаты. Способность понимать, анализировать, сопоставлять информацию, а затем интегрировать предложения в текст – характеристики читательской самостоятельности, формирующие функциональную грамотность обучающихся.

      В итоговой части семинара гости проанализировали посещенные мероприятия и уроки и отметили, что  разработка системы заданий на каждом этапе открытого урока по формированию функциональной грамотности учащихся учителями организована комплексно и в соответствии с ФГОС.  Педагоги школы  руководствуются определенным алгоритмом для достижения планируемых результатов: отбирают материал для проверки знаний, разрабатывают систему вопросов и заданий, подбирают необходимые средства обучения, планируют, определяют методы и формы изучения и проверки полученных знаний. Совершенствование профессионального мастерства учителей английского языка школы происходит через овладение современными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности обучающихся.

 

                Руководитель РМО учителей английского языка Буркова С.В.,

              руководитель Ресурсной школы Бутакова Т.В.

Функционально об Урале

28.04.2024Хочу такой сайт

Функционально об Урале

24 апреля 2024 в МКОУ «Талицкая СОШ № 1» в рамках работы Ресурсной школы по направлению «Функциональная грамотность учителя – основа функциональной грамотности обучающихся» состоялся единый методический  день «Батюшка Урал», посвященный 90-летию Свердловской области. На мероприятие были приглашены директора, заместители руководителей общеобразовательных учреждений по учебной работе, учителя. В программе дня были открытые уроки по разным видам функциональной грамотности, а завершалось мероприятие квиз-игрой.

С приветственным словом к участникам обратилась Коровина Светлана Викторовнадиректор МКОУ «Талицкая СОШ № 1». Она отметила, что сегодня создается единое образовательное пространство, обновляются ФГОС, в школах функционируют профориентационные программы. Однако для того чтобы быть успешным в стремительно меняющимся мире, человеку нужны не только предметные знания. 

Обзор работы школы по методическим проблемам представила Суворова Анастасия Григорьевна, заместитель директора по УР. Она акцентировала внимание на важных аспектах, необходимых для успешного формирования функциональной грамотности, которая приобретает социально-экономическое значение. Это влечет за собой изменение задач школы. Обучающимсянеобходимо использовать знания, умения, способы действия при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций в задачах, не похожихна те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности обучающихся, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности. Это именно то, что поможет нашим обучающимся быть успешными в стремительно меняющемся мире. Поэтому учителю необходимо знать особенности составления заданий для оценки функциональной грамотности, а это значит, что особую важность приобретает уровень функциональной грамотности самих педагогов.

Это послужило принятию таких административных решений, как проведение диагностики уровня сформированности функциональной грамотности учителей МКОУ «Талицкая СОШ № 1»курсовой подготовки всего педагогического составаиспользование утвержденных ресурсов для оценки уровня сформированности функциональной грамотностиучастие в разработке методических материаловтранслирование опыта на муниципальном и региональном уровнепроведение диагностики функциональной грамотности обучающихся.

Транслирование опыта школы проходит ежегодно не только на муниципальном уровне, но и на региональном. 

Пятова Елена Александровна, учитель русского языка, магистр филологического образования, в своем докладе осветила опыт разработки заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, отметив, что способность учиться всю жизнь, видеть проблемы и искать пути их решения, критически мыслить и оценивать информацию, способность к эффективной коммуникации, способность выбирать и использовать различные технологии в жизненных и профессиональных ситуациях - это те компетенции,необходимые в ситуациях столкновения человека с новым, будь то технологии, устройства, информация, взгляды другого человека, новые законы и правила поведения, новые риски и жизненные ситуации и т. п. Функционально грамотный человек легче справится с неопределенностью и новыми трансформациями, критически оценит информацию и выберет оптимальные решения.

Гости школы посетили 7 открытых мероприятий. Стафеева Светлана Викторовна, учитель начальных классов, провела внеклассное мероприятие «Своя игра «Знатоки родного края» во 2 классе. Отвечая на вопросы учителя о нашем крае, обучающиеся смогли «заработать» как можно больше денег и правильно их потратить, т.е. показали умение использовать финансовую грамотность на практике. У присутствующих была возможность познакомиться с удивительным проектом обучающегося нашей школы Долматова Дмитрия по теме «Бумажные истории».

Берсенева Алена Александровна, учитель русского языка и литературы,  и Буркова Светлана Владимировна, учитель иностранного языка, провели внеклассное мероприятие по русскому, английскому языку в 6 классе «Вокруг Талицы за 40 минут/ Around Talitsa in 40 Minutes». Дети работали с учебными краеведческими текстами на русском и английском языках, рассматривали с туристической точки зрения достопримечательности родного города. Учителя показали приёмы формирования читательской грамотности.

Обучающий урок технологии в 6 классе по теме «Секреты лепки пельменей из цветного теста (малахитовые, рубиновые, янтарные…)» провела Жигайлова Вера Владимировна, учитель технологии. На уроке были представлены примеры формирования креативного мышления обучающихся в процессе посещения кафе «Уральский крутой замес», где участники приготовили уральскую традиционную пищу необычным способом.

Бинарный урок по литературе и истории по теме «Урал – опорный край державы» в 9 классе провели Захарова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы, и Бабакина Елизавета Игоревна, учитель истории и обществознания.  На уроке осуществлялось развитие глобальныхкомпетенций через анализ отрывка из лирической поэмы А.Т.Твардовского  «За далью – даль» и создание кластера на основе работы с историческими текстами об Урале. Полученные знания помогли обучающимся построить аргументированный ответ на проблемный вопрос.

Собчук Марина Николаевна и Бурцева Ольга Александровна, учителя математики, провели внеклассное мероприятие в 10 классе на тему «Кто выиграл?», в ходе которого выяснили, в каком микрорайоне уральской столицы выгоднее содержать квартиру. В этом им помогла математическая грамотность. 

Урок-квест по информатике на тему «Путешествие по бажовским местам» провели в 6 классе Шанаурина Светлана Геннадьевна и Безик Любовь Владимировна, учителя математики и информатики. Навыки цифровой грамотности помогли обучающимся «пройтись» по бажовскимместам, найти ошибки в оформлении компьютерного текста (будь то описание ученика или даже учителя). Обучающийся 10 класса Бурков Матвей представил свой инновационный проект по информатике в рамках защиты личной информации.

Сизикова Татьяна Валерьевна, учитель географии, провела в 5 классе обучающий урок на тему «Подземная кладовая Урала». Чтобы научно рассказать о горных породах и их происхождении, применить знания в реальной ситуации, необходимо формировать естественно-научнуюграмотность. Именно это было представлено на данном уроке.

После уроков все гости школы собрались в актовом зале для участия в квиз-игре с необычным названием «Ты чо, с Урала?». Кроме учителей, в игре принимала участие сборная учеников, которых по итогам уроков выбрали учителя.

 Квиз-игра предполагала вопросы с короткими ответами, ограниченное время, запись ответов в подготовленные заранее бланки. В игре было 6 этапов, для каждого прописывались правила. Данный продукт направлен на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.

На этапе разминки, как и на других, задания были разной трудности, что позволяло создать ситуацию и успеха, и затруднения. Задания следующего тура «Я вижу» направлены на соотнесение вербальной информации с иллюстративным материалом. Визуальная информация  была размещена на слайде, а вопрос зачитывался ведущим. Интерес вызвали задания тура «Найди общее»Для выполнения этих заданий требовалось соотнести изображения и найти общее. 

В духе современности в игру включен тур «Наедине с нейросетью», в котором были даны картинки, сгенерированные нейросетью, и задание:  определить, что изображено. Ответ должен был представлять собой словосочетание, которое включает топонимы Урала. Задание направлено на применение достаточно устойчивых словосочетаний в связи с новым, нестандартным изображением. Нужно было узнать знакомых незнакомцев.

Предпоследний тур «Реверс» носил развлекательный характер. В качестве задания предлагался перевернутый отрывок песни  из репертуара уральских рок-музыкантов. 

В последнем туре можно было увеличить баллы вдвое. Если команда уверена в ответе, она ставила рядом с ответом галочку.  Это позволило группе соотнести степень риска со своими знаниями.

Хочется отметить, что, кроме того, что мероприятие выходит на применение функциональной грамотности, метапредметных умений, оно побуждает задуматься о ценностных ориентирах, о месте Урала в жизни страны и каждого из нас. Ведь все мы патриоты.

Суворова Анастасия Григорьевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УР МКОУ «Талицкая СОШ №1», специалист по учебно-методической работе Управления образования Администрации Талицкого городского округа

Пятова Елена Александровна, магистр филологического образования, учитель русского языка и литературы  МКОУ «Талицкая СОШ №1», руководитель РМО учителей русского языка и литературы Талицкого городского округа

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».