Приложение 1 РП Химия - союзник медицины 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Химия – союзник медицины»
для обучающихся 9 классов

Талица 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах,
используемых в медицине, даѐт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их
действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи.
Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью –
ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению
интереса к познанию химии.
Данный элективный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся:
лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют
теоретические знания по химии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а
также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в
том числе и Интернета).
Цель курса: расширение знаний учащихся о применении химических веществ в
медицине, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
Основные задачи курса – предоставить учащимся возможность:
- реализовать интерес к химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;
- совершенствовать свои экспериментальные умения;
- развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной
литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал,
делать выводы;
- активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Формы контроля усвоения материала: отчѐты по лабораторным и практическим
работам, отчѐт об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Возможные темы рефератов:
 Лекарственные растения;
 Наркомания: дорога в бездну;
 Физиологический раствор в медицинской практике;
 Витамины;
 Чудесный гриб Александра Флеминга;
 Полимеры в медицине;
 Продукты пчеловодства: пчелиный яд;
 Дезинфекция.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение.
Домашняя аптечка: состав аптечки; «Аптечные старожилы»; лекарства
близнецы; час лекарства.
Пока не пришел врач: первая помощь при ранах и ушибах, нарывах,
царапинах, ожогах, отравлениях.
Лечит природа: продукты пчеловодства, фитонциды, витамины.
Вокруг аспирина: история аспирина, строение молекулы, механизм
действия на организм.
Анализ лекарственных препаратов: производных салициловой кислоты,
производных n-аминофенола.
За стеклом аптеки: фармакология, знакомство с профессией фармацевта,
аптечным оборудованием.
Болезнь XXI века – аллергия: необычная реакция на обычное явление;
механизм аллергической реакции; как лечить аллергию.
Химик поправляет здоровью: нетрафаретные задачи, ответы и решения.
Полимеры в медицине: синтез и применение полимеров; контактные
линзы, история возникновения, различные материалы для изготовления линз.
Химические элементы в организме человека: микро- и макроэлементы;
биологическая активность отдельных химических элементов.
Химия в стоматологии: использование разнообразных химических
веществ при профилактике и лечении кариеса, в протезировании и многом
другом.
Химия на службе у онкологов: гипотезы возникновения опухолей,
раковая клетка.
Итоговое занятие: тестирование, защита рефератов учащимися.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы элективного курса
достигаются в ходе обучения в единстве учебной и воспитательной
деятельности
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на еѐ основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому
и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности, готовности к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности
оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие
основу для понимания сущности научной картины мира, представления об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с
природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по
химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений,
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной

литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на
основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор
индивидуальной траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей,
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений,
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику
жизни на Земле, основе еѐ существования, понимание ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному
физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория,
принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые
используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

умения использовать приѐмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные
признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать
понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и
критерии для классификации химических веществ и химических реакций,
устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения,
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учѐтом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций,
выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по
проверке правильности высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведѐнного опыта, исследования, составлять отчѐт
о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления, получаемую из разных источников
(научно-популярная литература химического содержания, справочные
пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определѐнного типа, приобретение опыта в
области использования информационно-коммуникативных технологий,
овладение культурой активного использования различных поисковых систем,
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и

иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по
существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной
деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию
результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной
познавательной и исследовательской деятельности при решении
возникающих проблем на основе учѐта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учѐтом
получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях,
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение
использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
– понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки»,
«жиры», «углеводы», «ферменты», «гомеостаз», «буферные системы»,
«витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы»,
«микроэлементы», «осмотическое давление», «лекарственное растение»
– фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их
лечебного действия;
- семейства растений, морфологические признаки изученных на занятии
лекарственных растений;

– влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
– правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
– правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
– проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и
анионы;
– работать с лабораторным оборудованием;
– идентифицировать лекарственные средства с помощью химических
реакций;
– решать расчетные задачи с медицинским содержанием;
– работать в группе;
– анализировать состав лекарственных препаратов;
- определять лекарственное растение при помощи определителя растений.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Введение в курс «Химия – союзник
медицины»

1

2

Домашняя аптечка

1

3

Пока не пришѐл врач

1

4

Пока не пришѐл врач

1

5

Лечит природа

1

6

Вокруг аспирина

1

7

Анализ лекарственных препаратов

1

8

Анализ лекарственных препаратов

1

9

За стеклом аптеки

1

10

За стеклом аптеки

1

11

Болезнь XXI века - аллергия

1

12

Химик поправляет здоровье

1

13

Полимеры в медицине

1

14

Химические элементы в организме
человека

1

15

Химия в стоматологии

1

16

Химия на службе у онкологов

1

17

Итоговое занятие, защита проектов

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Вехова В.Н. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М.: Мир, 2007.
2. Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях - М.:
Высшая школа, 1992.
3. Насонова Т.И. Химия – союзник медицины: Элективный курс.9
класс/ Т.И. Насонова. – М.: Чистые пруды, 2008.
4. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Книга для чтения. - М.:
Просвещение, 2011.
5. Хомченко Г.П. Пособие по химии. - М.: Новая волна, 2002.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК. https://моиуроки.рф/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».