РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8673807)
учебного предмета "Родная (русская) литература"
для обучающихся 10-11 классов
Талица 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ
(РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА"
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет
рассматривать еѐ как общенациональную российскую ценность, как
средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку
и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная
литература», учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с
предметом «Родной язык (русский)» и способствует обогащению речи
школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и
межкультурной компетенций.
Учебный
предмет
«Родная
литература
(русская)»
также
непосредственно связан с предметом «Литература» из предметной области
«Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в
формирование у обучающихся культуры восприятия и понимания
литературных текстов, освоение ими современных читательских практик.
Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет
специфические особенности, отличающие его от учебного предмета
«Литература» и обусловленные:
- отбором произведений русской литературы, в которых наиболее
ярко выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим
проблематика (человек в круговороте истории России, загадочная русская
душа, духовные основы русской культуры, человек в поисках счастья);
- построением содержания в соответствии с проблемнотематическими блоками;
2
- более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет
содержание курса «Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности
обучающихся 10—11 классов в изучении родной русской литературы как
особого, эстетического средства познания русской национальной культуры
и самореализации в ней. В курс родной русской литературы включены
значительные произведения русской классики и современной литературы,
наиболее ярко воплотившие национальные особенности русской литературы
и культуры.
В рабочей программе учебного предмета «Родная литература
(русская)»
для
среднего
общего
образования
прослеживается
преемственность как с курсом «Родная литература (русская)» для основного
общего образования (в области концептуальных основ, целей и задач,
принципа отбора произведений), так и с курсом «Литература» предметной
области «Русский язык и литература» в 10—11 классах (по целям и задачам
литературного образования в целом, осмыслению поставленных в
литературе
проблем,
пониманию
коммуникативно-эстетических
возможностей
языка
литературных
произведений,
основам
литературоведения и др.).
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
для среднего общего образования строится на сочетании проблемнотематического, историко литературного и хронологического принципов
Содержание программы для каждого класса включает произведения русской
классики и современной литературы, которые актуализируют вечные
проблемы и ценности в контексте этнокультурных традиций русского
народа.
В программе курса родной русской литературы для 10 класса
выделяются три содержательные линии, представляющие собой проблемнотематические блоки, внутри которых содержание структурировано на
основе историко-литературного и хронологического принципов:
— «Времена не выбирают»;
— «Тайны русской души»;
— «В поисках счастья».
3
Программа курса родной русской литературы для 11 класса также
включает три содержательные линии, в которых прослеживается
продолжение заявленных в предыдущем классе тем и проблем:
— «Человек в круговороте истории»;
— «Загадочная русская душа»;
— «Существует ли формула счастья?».
В тематические блоки программы включены литературные
произведения с ярко выраженными национально-специфическими
явлениями, образами и мотивами, отражѐнными средствами других видов
искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать
связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ (РУССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА"
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета
«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература».
Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области
«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:
- формирование представлений о роли и значении родной литературы
в жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части русской культуры;
- включение обучающихся в культурно-языковое поле родной
литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому
языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;
- формирование представлений о тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением
личности;
- расширение представлений о родной русской литературе как
художественном
отражении
традиционных
духовно-нравственных
российских и национально-культурных ценностей.
4
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении
следующих взаимосвязанных учебных задач:
- расширение представлений о художественной литературе как одной
из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, национального
самосознания, чувства патриотизма, формирующих национальнокультурную идентичность и способность к межэтническому диалогу (на
основе развития способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);
- формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению
как средству познания культуры своего народа и других культур на основе
многоаспектного диалога, как форме приобщения к литературному
наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры,
как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации,
чувства причастности к истории, традициям своего народа иосознания
исторической преемственности поколений;
- формирование знаний о базовых концептах русского языка,
создающих художественную картину мира, ключевых проблемах
произведений русской литературы;
- развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание
произведений разных жанров;
- формирование представлений об изобразительно-выразительных
возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного
смыслового и эстетического анализа художественных текстов и
познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности;
- развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной
основе;
сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе
с использованием информационно-коммуникационных технологий и
применением различных форм работы в медиапространстве, использовать
словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем, творчески перерабатывать
художественные тексты, создавать собственные высказывания, содержащие
аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного.
5
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРА" В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
"РОДНАЯ
(РУССКАЯ)
В соответствии с ФГОС СОО родная литература (русская) входит в
предметную область "Родной язык и родная литература" и является
обязательным для изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной
литературы (русской) - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе - 34 часа (1 час в неделю).
При этом резерв учебного времени, составляющий 6 часов в каждом
классе, отводится на вариативную часть, которая предусматривает изучение
произведений, отобранных составителями рабочих программ для
реализации регионального компонента содержания литературного
образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные
особенности народов Российской Федерации.
Родная литература (русская) не ущемляет права обучающихся,
изучающих иные (нерусский) родные языки. Поэтому учебное время,
отведенное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как
время для углубленного изучения основного курса "Литература".
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ (РУССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА"
10 КЛАСС
Раздел 1. ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ
Враг этот был — крепостное право. Рассказы и повести (два
произведения по выбору) Например: А. И. Герцен «Сорокаворовка» (в
сокращении), Л. Н. Толстой «Утро помещика» (фрагменты), «Поликушка»
(фрагменты), Н. С. Лесков «Житие одной бабы» (фрагменты) и др.
Хождение в народ. В. Г. Короленко. Рассказы и фрагменты романа
(одно произведение по выбору). Например: «Чудная», «Девку привезли»
(глава из романа «История моего современника») и др.
Время — это испытанье. Стихотворения (одно по выбору) Например:
А. С. Кушнер. «Времена не выбирают…», В. С. Высоцкий «Оплавляются
свечи…», А. А. Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…»
и др.
Раздел 2. ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ
Русский Гамлет И. С. Тургенев. Рассказы и повести (одно
произведение по выбору).
Например: «Гамлет Щигровского уезда»,
«Дневник лишнего человека» и др.
Не стоит земля без праведника Н. С. Лесков. Рассказы (один по
выбору) Например: «Кадетский монастырь», «Пигмей», «Инженерыбессребреники» и др. (из цикла «Праведники»).
Любовью всѐ спасается. Рассказы и повести (два произведения по
выбору) Например: Ф. М. Достоевский «Столетняя», «Кроткая» (из
«Дневника писателя»), А. П. Чехов «Душечка», «Дуэль», «Верочка» и др.
Раздел 3. В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Не накажи меня подобным счастьем. Повести и романы (одно
произведение по выбору). Например: Н. Г. Помяловский «Мещанское
счастье» (фрагменты), И. Н. Потапенко «Не герой» (фрагменты) и др.
И безумно, мучительно хочется счастья. С. Я. Надсон. Стихотворения
(одно по выбору). Например: «Я вчера ещѐ рад был отречься от счастья…»,
«Я долго счастья ждал…», «Любовь — обман, и жизнь — мгновенье…» и
др.
Главное — перевернуть жизнь. А. П. Чехов. Рассказы (один по
выбору). Например: «Невеста», «О любви» и др.
7
На свете счастье есть. Рассказы и повести (три произведения по
выбору). Например: А. Я. Яшин «Первый гонорар», «Угощаю рябиной»; Ю.
В. Буйда «О реках, деревьях и звѐздах», «Свинцовая Анна»; Г. И.
Полонский «Доживѐм до понедельника» и др.
11 КЛАСС
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ
На далѐкой Гражданской. Стихотворения (три по выбору) Например:
М. И. Цветаева «Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь! », «Юнкерам,
убитым в Нижнем»; Н. Н. Асеев «Марш Будѐнного», «Кумач»; М. А.
Волошин «Гражданская война», «Бойня» и др.
Жить вне России. Рассказы (один по выбору) Например: В. В.
Набоков «Бритва»; И. С. Шмелѐв «Russie» (из цикла «Рассказы о России
зарубежной»), очерк «Душа Родины» и др.
Лагерь — отрицательная школа. В. Т. Шаламов. Рассказы (один по
выбору). Например: «Дождь», «Посылка», «Хлеб» и др.
Я не участвую в войне — она участвует во мне. А. Платонов. Рассказы
(один по выбору). Например: «Взыскание погибших», «Одухотворѐнные
люди» и др. Стихотворения (два по выбору) Например: Ю. П. Кузнецов
«Возвращение» («Шѐлотец, шѐл отец невредим…»), «Память» («Снова
память тащит санки по двору…»); Ю. Д. Левитанский «Ну что с того, что я
там был…», «Послание юным друзьям» («Я, побывавший там, где вы не
бывали…») и др.
Россия — это совесть. И. Грекова. Рассказы и повести (одно
произведение по выбору). Например: «Скрипка Ротшильда», «Перелом»
(фрагменты) и др.
Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Любовь и милосердие. Рассказы и повести (два произведения по
выбору). Например: В. В. Вересаев «Мария Петровна», Б. А. Пильняк
«Первый день весны», Н. А. Тэффи «Дэзи», К. М. Симонов «Малышка» и
др.
Бывает всѐ на свете хорошо. А. Г. Битов Рассказы (один по выбору).
Например: «Солнце», «Большой шар», «Автобус», «Пятница, вечер» и др.
(из цикла «Аптекарский остров»).
Дорогие мои старики. Б. П. Екимов Рассказы (один по выбору).
Например: «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да
малый» и др.
8
Бессмертно всѐ. А. А. Тарковский. Стихотворения (два по выбору)
Например: «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствиям не
верю, и примет…»), «Первые свидания» и др.
Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?
И надо спешить жить. Стихотворения (одно по выбору). Например: М.
А. Светлов «Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»; В. В. Маяковский
«Домой!» и др.
В чѐм заключается счастье? М. М. Зощенко. Рассказы (один по
выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье» и др.
Если б я мог вернуть рассвет! В. О. Богомолов. Рассказы (один по
выбору). Например: «Первая любовь», «Сердца моего боль» и др.
А счастье всюду. Рассказы (два по выбору). Например: В. М.
Сотников «Совпадение», В. С. Токарева «Самый счастливый день»,
«Золотой ключик»; Т. Е. Веденская «Танцующие аметисты» и др.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего
образования породной литературе (русской) достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в произведениях
русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы
по родной литературе (русской) для среднего общего образования должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических, демократических ценностей, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
10
- готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и
волонтѐрской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов
России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражѐнным в художественных произведениях;
- идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
русской литературы;
духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа, отражѐнных в
произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и
при анализе литературного произведения;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с
традициями народов России, в том числе отражѐнными в литературных
произведениях;
эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
11
творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства, в том числе художественной литературы;
- убеждѐнность в значимости для личности и общества
отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества, в том числе русского фольклора;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (русской) литературе;
физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке
поведения и поступков литературных героев;
трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в
том числе воспитанные на положительных примерах из художественной
литературы;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на
профессиональный выбор и поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том
числе на основе осмысления идейно-тематического содержания родной
литературы (русской) и литератур народов России;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на
12
основе осмысления идейно-тематического содержания произведений
родной литературы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе на основе интерпретации литературных произведений; умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности,
представленной в произведениях родной литературы (русской);
ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур и литератур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные
темы, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися программы среднего общего образования, включая
программу по родной литературе (русской), у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
своѐ
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
13
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения Примерной рабочей
программы среднего общего образования по родной литературе (русской)
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в
произведениях художественной литературы, рассматривать еѐ всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родной (русской) литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе сопорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками
разрешения проблем;
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания по родной
литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в
14
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
владеть принципами
научного типа
мышления, научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учѐтом собственного читательского
опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу еѐ
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в
том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате
изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при
освоении программы курса родной литературы (русской);
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учѐтом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам;
15
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по
предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках родной литературы (русской);
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств в процессе анализа литературного произведения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе
(русской);
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по еѐ достижению: составлять план действий,
распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету
«Родная литература (русская)»;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
16
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая освоение программы курса родной литературы
(русской), и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе отображѐнным в
художественном произведении;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений
с опорой на читательский опыт;
делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом знаний по родной (русской)
литературе;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской)
литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный
уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений
курса родной (русской) литературы;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе на занятиях по учебному предмету «Родная
литература (русская)»;
17
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и
обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в произведениях
родной (русской) литературы;
признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по учебному предмету «Родная литература (русская)».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1) Осознавать причастность к отечественным традициям, к
исторической преемственности поколений на основе установления связей
литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и
особенностями культурного развития страны в конкретную историческую
эпоху;
2) понимать взаимосвязь между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений родной(русской) литературы второй половины
XIX — XXI в собственным интеллектуально-нравственным ростом;
3) иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение к ним;
владеть умением внимательно читать, понимать и самостоятельно
интерпретировать художественный текст;
4) знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений
родной литературы (русской) второй половины XIX — XXI в в аспекте
проблемно-тематических блоков «Времена не выбирают», «Тайны русской
души», «В поисках счастья»;
5) владеть умением определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со
временем написания, с современностью и традицией; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных
произведений;
18
6) владеть умениями осмысливать художественную картину жизни,
созданную автором в литературном произведении; выявлять в
произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и
выражать своѐ читательское отношение к ним в развѐрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в
дискуссии на литературные темы;
7) владеть умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретиколитературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы,
выявлять их роль в произведении; уметь применять их в речевой практике;
8) владеть умением сопоставлять произведения родной литературы
(русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств
(живопись, театр, кино, музыка и др.);
9) владеть современными читательскими практиками, культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования, прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных
жанров (объѐм не менее 250 слов); умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания;
10) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с
использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
11 КЛАСС
1) Осознавать причастность к отечественным традициям; уметь
соотносить произведения родной (русской) литературы XX — начала XXI в
с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы
как неотъемлемой части культуры в духовном и культурном развитии
общества;
2) осознавать взаимосвязи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений родной литературы (русской) и собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) понимать содержание и ключевые проблемы произведений родной
литературы (русской) XX - начала XXI вв. в аспекте проблемно19
тематических блоков "Человек в круговороте истории", "Загадочная русская
душа", "Существует ли формула счастья?";
4) определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений со временем написания, с
современностью и традицией, раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений, выявлять
"сквозные темы" и ключевые проблемы родной литературы (русской);
5) выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; свободно
владеть устной и письменной речью; участвовать в дискуссии на
литературные темы;
6)
самостоятельно
анализировать
и
интерпретировать
художественные произведения в единстве формы и содержания с
использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в
курсе литературы;
7) самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы
(русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств
(живопись, театр, кино, музыка и другие);
8) осознавать литературное произведение как явление словесного
искусства, язык художественной литературы в его эстетической функции,
определять изобразительно-выразительные средства русского языка и
комментировать их роль в художественных текстах;
9) владеть современными читательскими практиками, культурой
восприятия
и
понимания
литературных
текстов,
умениями
самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной
форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов,
докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных
жанров (объѐм не менее 250 слов); умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания;
10) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность, работая с разными информационными источниками, в том
числе с использованием медиапространства и ресурсов традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.
20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Времена не выбирают. Враг этот был —
крепостное право
5
0
0
2
Хождение в народ
3
0
0
3
Время — это испытанье
3
0
0
4
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
5
Тайны русской души. Русский Гамлет
3
0
0
6
Не стоит земля без праведника
3
0
0
7
Любовью всѐ спасается
4
0
0
8
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
9
В поисках счастья. Не накажи меня
подобным счастьем
3
0
0
10
И безумно, мучительно хочется счастья
1
0
0
11
Главное — перевернуть жизнь
3
0
0
12
На свете счастье есть
3
0
0
13
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
34
0
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
21
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Времена не выбирают. На далѐкой
Гражданской
3
0
0
2
Жить вне России
2
0
0
3
Лагерь — отрицательная школа
2
0
0
4
Я не участвую в войне — она участвует
во мне
2
0
0
5
Россия — это совесть
2
0
0
6
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
7
Загадочная русская душа. Любовь и
милосердие
4
0
0
8
Бывает всѐ на свете хорошо
2
0
0
9
Дорогие мои старики
3
0
0
10
Бессмертно всѐ
2
0
0
11
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
12
Существует ли формула счастья? И надо
спешить жить
2
0
0
13
В чѐм заключается счастье?
2
0
0
14
Если б я мог вернуть рассвет!
2
0
0
15
А счастье всюду
3
0
0
16
Проверочная работа по итогам изучения
1
0
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
22
раздела
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
3
23
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Враг этот был – крепостное право
1
0
0
2
А. И. Герцен «Сорокаворовка» (в
сокращении). Тяжелое и бесправное
положение русской женщины
1
0
0
3
Л.Н. Толстой «Утро помещика»
(фрагменты). Народная тема в повести
1
0
0
4
Л.Н. Толстой «Поликушка»
(фрагменты)
1
0
0
5
Н.С. Лесков. «Житие одной бабы»
(фрагменты)
1
0
0
6
Хождение в народ. В. Короленко.
Рассказ «Чудная»
1
0
0
7
В.Г. Короленко. «Девку привезли»
(глава из романа «История моего
современника»)
1
0
0
8
Время – это испытание. В.С. Высоцкий
«Оплавляются свечи…»
1
0
0
9
А. А Вознесенский «Живите не в
пространстве, а во времени…»
1
0
0
10
Развитие речи. Женские судьбы в
1
0
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
02.09.2025
09.09.2025
16.09.2025
23.09.2025
30.09.2025
07.10.2025
14.10.2025
21.10.2025
04.11.2025
24
произведениях писателей 19 века
11.11.2025
11
Русский Гамлет. И. С. Тургенев.
Рассказы и повести. «Гамлет
Щигровского уезда». Прием
самоиронии в рассказе
1
0
0
12
И. С. Тургенев. «Гамлет Щигровского
уезда». Образ «лишнего человека» в
рассказе
1
0
0
13
Развитие речи. Сочинение «Образ
лишнего человека в русской литературе
19 века»
1
0
0
14
Не стоит земля без праведника. Н.С.
Лесков. Цикл «Праведники».
Праведник как национальный русский
тип
1
0
0
15
Н.С. Лесков «Кадетский монастырь» (из
цикла «Праведники»)
1
0
0
16
Любовью все спасается. Ф.М.
Достоевский. Рассказ «Столетняя» как
«маленькая трагедия» Достоевского
1
0
0
17
Ф.М.Достоевский. «Кроткая» (из
«Дневника писателя»)
1
0
0
18
А.П. Чехов «Душечка»
1
0
0
19
А.П. Чехов «Душечка». Два взгляда на
героиню рассказа
1
0
0
20
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
18.11.2025
25.11.2025
02.12.2025
09.12.2025
16.12.2025
23.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
20.01.2026
27.01.2026
25
21
Не накажи меня подобным счастьем.
Н.Г. Помяловский. «Мещанское
счастье» (фрагменты). Стремление
главного героя к ложным ценностям
1
0
0
22
Н.Г. Помяловский. «Мещанское
счастье» (фрагменты). Образ
разночинца в рассказе
1
0
0
23
И безумно, мучительно хочется счастья.
С.Я. Надсон. Стихотворения. «Я долго
счастья ждал…», «Любовь — обман, и
жизнь — мгновенье…»
1
0
0
24
Главное - перевернуть жизнь А.П.
Чехов. «Невеста». Проблема выбора в
жизни человека
1
0
0
25
А.П. Чехов. Маленькая трилогия. «О
любви»
1
0
0
26
На свете счастье есть А. Яшин. Малая
родина писателя. «Первый гонорар».
Автобиографический характер рассказа.
1
0
0
27
Ю.В. Буйда. «О реках, деревьях и
звѐздах». В чем смысл человеческой
жизни?
1
0
0
28
Г.И. Полонский. «Доживѐм до
понедельника». Счастье – это когда
тебя понимают
1
0
0
29
Г.И. Полонский «Доживем до
понедельника». Экранизация и повесть
1
0
0
30
Национальное и общечеловеческое в
1
0
0
03.02.2026
10.02.2026
17.02.2026
24.02.2026
03.03.2026
10.03.2026
17.03.2026
24.03.2026
07.04.2026
26
творчестве Мустая Карима
14.04.2026
31
Уроки нравственности в произведениях
Мустая Карима
1
0
0
32
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
1
0
1
33
Повторение и обобщение изученного
1
0
0
34
Повторение и обобщение изученного
1
0
0
34
0
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
21.04.2026
28.04.2026
05.05.2026
12.05.2026
27
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
На далѐкой Гражданской. М.И.
Цветаева. «Ox, грибок ты мой,
грибочек, белый груздь! », «Юнкерам,
убитым в Нижнем»
1
0
0
2
Н.Н. Асеев «Марш Будѐнного»,
«Кумач»
1
0
0
3
Жить вне России. И.С. Шмелѐв.
«Russie» (из цикла «Рассказы о
России зарубежной»), очерк «Душа
Родины»
1
0
0
4
Лагерь — отрицательная школа. В.Т.
Шаламов Рассказы (один по выбору)
Например: «Дождь», «Посылка»,
«Хлеб» и др.
1
0
0
5
Я не участвую в войне — она
участвует во мне. А.П. Платонов.
«Одухотворѐнные люди»
1
0
0
6
А.П. Платонов. «Взыскание
погибших»
1
0
0
7
Ю.П. Кузнецов. «Память» («Снова
память тащит санки по двору…»).
Ю.Д .Левитанский. «Ну что с того,
что я там был…», «Послание юным
1
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
02.09.2025
09.09.2025
16.09.2025
23.09.2025
30.09.2025
07.10.2025
14.10.2025
28
друзьям» («Я, побывавший там, где
вы не бывали…») и др.
8
Россия — это совесть. И. Грекова.
Скрипка Ротшильда
1
0
0
9
И. Грекова. Скрипка Ротшильда».
Жизненный выбор человека и его
последствия
1
0
0
10
Развитие речи. Судьба России в
произведениях писателей 20в
1
0
0
11
Любовь и милосердие. В.В. Вересаев.
«Мария Петровна»
1
0
0
12
Б.А. Пильняк. «Первый день весны»
1
0
0
13
Н. А. Тэффи «Дэзи»
1
0
0
14
К.М. Симонов. «Малышка»
1
0
0
15
Развитие речи. Сочинение. «Чем
доброта отличается от милосердия?»
1
0
1
16
Бывает всѐ на свете хорошо. А.Г.
Битов. «Автобус», «Пятница, вечер» и
др. (из цикла «Аптекарский остров»)
1
0
0
17
Дорогие мои старики. Б.П. Екимов.
«Родня»
1
0
0
18
Б.П. Екимов. «Родня. «Старый да
малый»
1
0
0
19
Бессмертно всѐ. А. А. Тарковский
1
0
0
21.10.2025
04.11.2025
11.11.2025
18.11.2025
25.11.2025
02.12.2025
09.12.2025
16.12.2025
23.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
29
Стихотворения. «Вот и лето
прошло…», «Жизнь, жизнь»
(«Предчувствиям не верю, и
примет…»), «Первые свидания» и др
20.01.2026
20
Проверочная работа по итогам
изучения раздела
1
0
1
21
И надо спешить жить. М.А. Светлов .
«Гренада», В. В. Маяковский
«Домой!» и др
1
0
0
22
В чѐм заключается счастье? М.М.
Зощенко. Рассказы. «Семейное
счастье»
1
0
0
23
М.М. Зощенко. «Семейное счастье».
Комическое в рассказе
1
0
0
24
Если б я мог вернуть рассвет! В.О.
Богомолов. «Первая любовь».
История любви как основа рассказа
1
0
0
25
В.О. Богомолов. «Первая любовь».
Бесчеловечность войны в рассказе
1
0
0
26
А счастье всюду В.М. Сотников.
«Совпадение»
1
0
0
27
В.С. Токарева. «Самый счастливый
день»
1
0
0
28
В.С. Токарева. «Золотой ключик
1
0
0
29
Т.Е. Веденская «Танцующие
аметисты»
1
0
0
30
Мустай Карим. «Помилование»
1
0
0
27.01.2026
03.02.2026
10.02.2026
17.02.2026
24.02.2026
03.03.2026
10.03.2026
17.03.2026
24.03.2026
07.04.2026
30
(фрагменты). Трагедия войны в
повести
14.04.2026
31
Мустай Карим. «Помилование».
Законы любви и законы войны в
произведении
1
0
0
32
Проверочная работа по итогам
изучения раздела
1
0
1
33
Повторение и обобщение изученного
1
0
0
34
Повторение и обобщение изученного
1
0
0
34
0
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
21.04.2026
28.04.2026
05.05.2026
12.05.2026
31
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Родная русская литература: 10 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.А. Аристова,
Н.В. Беляева и др. - М.: Просвещение, 2024.
Родная русская литература: 11 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова, М.А. Аристова,
Н.В. Беляева и др. - М.: Просвещение, 2024.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. Пособие
для 10-11классов общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост.: Карнаух
Н.Л., Кац Э.Э. - М.: Мнемозина, 2021.
Современная русская литература. 10-11 классы. Учебное пособие для 1011 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. Б.А.
Ланина. М.: Вентана-Граф, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://urok.1sept.ru/
32