Рабочая программа курса «Общество как сложная система»
для обучающихся 9 класса
Талица 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Обществознание в вопросах и ответах» для
учащихся 9 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения
примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения
Образовательной программы основного общего образования.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и
практическую часть: 16 часов теории и 19 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные
средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации,
отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой
основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные
проблемы современности.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические
беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания
через обсуждение, написание эссе.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение
ситуативных задач, тесты, анализ документов и другое.
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний,
умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела
промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет
проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное
тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов,
таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического
овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой,
творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска
необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на
материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своѐ мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплѐнным в Конституции
Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в
области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и
социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах
своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, еѐ осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
Содержание курса:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как
формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни
общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их
виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие
силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек
и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе.
Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе;
Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.
Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность.
Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и
труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка,
прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические
и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа
жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм
отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные
отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные
конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в
РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и
социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство,
формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы.
Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон
государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права
ребенка.
Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность;
административный проступок; правоохранительные органы
Нормативные документы:
Российские: Конституция РФ, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс,
Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и другие
нормативные документы.
Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка
1957
г., Конвенция
о
правах
ребенка
1989
г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование раздела
теория
1
1
2
1
1
1
1
Введение
Основные сферы жизни общества
Человек и общество
Экономика
Социальная сфера
Политическая сфера
Право
Обобщение полученных знаний
Всего:
1
2
3
4
5
6
7
8
8
Кол-во часов
практика
2
2
4
4
4
4
4
2
26
всего
3
3
6
5
5
5
5
3
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2-3
4
5-6
Тема
Основные
вопросы
Дата
Количество
часов
Теория
Пра
ктик
а
Введение – 3 часа
Введение
1
Входной контроль
2
Основные сферы жизни общества - 3 часа
Основные сферы жизни
Социаль
1
общества
ные свойства
Работа с терминологией человека, его
2
взаимодействи
е с другими
людьми;
сущность
общества как
формы
совместной
деятельности
людей;
характерные
черты
и
признаки
основных сфер
жизни
общества;
Примечание
7
Общество и человек
содержание и
значение
социальных
норм,
регулирующих
общественные
отношения.
Человек и общество – 6 часов
Понятие
1
об обществе
как
форме
жизнедеятельн
ости
людей.
Взаимодейств
ие общества и
природы.
Основные
сферы
общественной
жизни и их
взаимосвязь.
Общественные
отношения и
их
виды.
Социальные
изменения и
его
формы.
Эволюция
и
революция.
Развитие
общества.
Движущие
силы
общественного
развития.
Традиционное,
индустриально
е,
информационн
ое общества.
Человек и его
ближайшее
окружение.
Человек
в
малой группе.
Общение.
Роли человека
в
малой
группе. Лидер.
Свобода
личности
и
коллектив.
Межличностн
ые отношения.
Межличностн
ые конфликты,
их
конструктивно
е разрешение.
Пути
достижения
взаимопонима
ния.
Человечест
во в XXI веке,
основные
вызовы
и
угрозы.
Современные
мир и его
проблемы.
Глобализация.
Причины
и
опасность
международно
го терроризма.
8
Сфера духовной
культуры
Понятие
«культура»;
духовная
жизнь
общества;
искусство, его
виды, место в
жизни
человека.
1
Наука
в
современном
обществе;
образование и
самообразован
ие; религия, ее
роль
в
обществе;
Церковь
как
общественный
институт
мораль,
основные
ценности
и
нормы
9
Практический тренинг по
содержательной линии
1
Решение заданий
ОГЭ №2,3,4
10
1112
13
14
15
1617
«Общество», «Сфера
духовной культуры»
Решение ситуативных
задач по теме
«Общество»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
Экономическая сфера
Практический тренинг по
содержательной линии
«экономика»
Решение ситуативных
задач по теме
«экономика»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
1
2
Экономика – 5 часов
Экономи
1
ка и ее роль в
жизни
общества. Ресу
рсы
и
потребности.
Ограниченнос
ть
ресурсов.
Альтернативна
я
стоимость
(цена выбора).
Экономически
е
основы
защиты прав
потребителя.
Международна
я торговля.
Деньги.
Функции
и
формы денег.
Инфляция.
Экономически
е системы и
собственность.
Главные
вопросы
экономики.
Роль
собственности
и государства
в экономике.
Производство
и
труд. Факторы
, влияющие на
производитель
ность
труда.
Заработная
плата.
Стимулирован
1
1
2
ие труда.
Предпри
нимательство
и его основные
организационн
о-правовые
формы.
Издержки,
выручка,
прибыль.
Малое
предпринимат
ельство
и
фермерское
хозяйство.
Предпринимат
ельская этика.
Рынок.
Рыночный
механизм. Пон
ятия спроса и
предложения.
Факторы,
влияющие на
спрос
и
предложение.
Формы
сбережения
граждан
(наличная
валюта,
банковские
вклады,
ценные
бумаги).
Экономически
е
цели
и
функции
государства.
.Безработица
как
социальное
явление.
Экономически
е
и
социальные
последствия
безработицы.
Налоги,
уплачиваемые
гражданами.
18
19
20
2122
Социальная сфера
Практический тренинг по
содержательной линии
«Социальная сфера»
Решение ситуативных
задач по теме
«Социальная сфера»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
Социальная сфера – 5 часов
Социаль
1
ная структура
общества.
Социальные
группы
и
общности.
Социальная
роль
и
социальный
статус.
Социальная
мобильность.
Социальный
конфликт.
Пути
его
разрешения.
Значение
конфликтов в
развитии
общества.
Образ жизни.
Социальная
значимость
здорового
образа жизни.
Социальные
нормы.
Социальная
ответственнос
ть.
Отклоняющеес
я поведение.
Опасность
наркомании и
алкоголизма
для человека и
общества.
Профилактика
негативных
форм
отклоняющего
ся поведения.
Семья
как
малая группа.
Этнические
группы
и
межнациональ
ные
отношения.
Отношение к
1
1
2
историческому
прошлому,
традициям,
обычаям
народа.
Межнациональ
ные
конфликты.
Взаимодейств
ие людей в
многонациона
льном
обществе.
Межнациональ
ные
отношения в
РФ.
Социальная
структура
общества.
Социальные
группы
и
общности.
Социальная
роль
и
социальный
статус.
Социальная
мобильность.
Социальный
конфликт.
Пути
его
разрешения.
Значение
конфликтов в
развитии
общества.
Социальные
нормы.
Социальная
ответственнос
ть.
Отклоняющеес
я поведение.
Опасность
наркомании и
алкоголизма
для человека и
общества.
Профилактика
негативных
форм
отклоняющего
ся поведения.
23
24
25
2627
Политическая сфера – 5 часов
Политик
1
Сфера политики и
а,
ее
роль
в
социального
жизни
управления
общества;
Практический тренинг по
политическая
содержательной линии
власть;
«Политика»
разделение
Решение ситуативных
властей;
задач по теме «Политика» государство,
формы
Восприятие текста и
правления;
нахождение в нем
суверенитет;
необходимой
национальноинформации.
государственн
ое устройство,
Политич
еские режимы.
Выборы,
референдум;
партии
и
движения;
многопартийн
ость.
Конституция –
основной
закон
государства;
основы
конституционн
ого строя РФ;
федерация, ее
субъекты;
законодательн
ая,
исполнительна
я и судебная
власть в РФ;
институт
президентства;
местное
самоуправлени
е
28
Право
Право – 5 часов часа
Понятие
1
1
1
2
29
30
3132
Практический тренинг по
содержательной линии
«Право»
Решение ситуативных
задач по теме «Право»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
«право»;
отрасли права;
права
человека;
Всеобщая
декларация
прав человека,
права ребенка.
1
1
2
гражданс
кое общество
и
правовое
государство;
преступление;
уголовная
ответственнос
ть;
административ
ный
проступок;
правоохраните
льные органы
Обобщение полученных знаний – 2 часа
3334
Итоговый контроль
2
Итого
:
8
26