РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
для обучающихся 10-11 классов
Талица 2025
1
Раздел I Планируемые результаты
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в
практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать
перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка,
организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические
теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в
процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов
тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного
синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах
клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы,
устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы
пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах
жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с
полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и
закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер
предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости;
обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и
штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию
эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как
результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их
изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в
природной среде;
2
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине,
экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму,
схему в текст биологического содержания.
Раздел II Cодержание учебного курса
Введение.
Место, значимость и практическая направленность курса «Решение задач по молекулярной
биологии и генетике».
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с
другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Практическое значение
биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и
функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии,
статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества.
Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке.
Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы.
Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов.
Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение,
свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие
органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии.
Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и
функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции
биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и
немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток
прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры
профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы
энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах
энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.
Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка,
реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная
инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием
мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и
половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.
3
Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления
клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у
цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и
животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое
и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального
развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и
символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности
Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования.
Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование,
кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека.
Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины,
этические аспекты в области медицинской генетики.
Перечень лабораторных и практических работ:
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных
клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Раздел III
Тематическое планирование 10 класс
Номер
Тематика занятия
урока
Введение
1.
Место, значимость и практическая направленность курса «Решение задач по
молекулярной биологии и генетике»
Количество
часов
1
1
4
Биология как комплекс наук о живой природе.
8
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии.
Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в
живой природе. Практическое значение биологических знаний.
3.
П/р Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах и их описание.
4.
П/р Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток
растений. Изучение движения цитоплазмы.
5.
П/р Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
6.
П/р Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
7.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы
организации и функционирования биологических систем. Биологические
системы разных уровней организации.
8.
Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы
в биологии, статистическая обработка данных.
9.
П/р Использование различных методов при изучении биологических
объектов.
26
Структурные и функциональные основы жизни
10.
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы.
Неорганические вещества.
11.
Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность.
12.
Роль минеральных солей в клетке.
13.
Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных
биополимерах. Углеводы.
14.
Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов.
15.
Липиды. Функции липидов.
16.
Обнаружение углеводов, липидов с помощью качественных реакций
17.
Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов.
18.
П/р Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в
растительных и животных клетках.
19.
П/р Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы
или каталазы).
20.
Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции.
21.
П/р Выделение ДНК.
22.
П/р Решение задач на правило Чаргаффа.
23.
РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие
органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
24.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие
цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете
современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза.
25.
Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических
мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и
немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения.
26.
Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные
особенности клеток эукариот.
27.
Вирусы — неклеточная форма жизни.
28.
Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных
1
2.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ.
Этапы энергетического обмена.
30.
Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах
энергетического обмена.
31.
П/р Решение задач на диссимиляцию в клетке эукариот.
32-33. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез
34. П/р Выделение хлорофилла и изучение его свойств.
29.
1
1
2
1
1
34
Тематическое планирование 11 класс
Номер
Тематика занятия
Количество
урока
часов
1.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его
1
свойства.
2.
Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме
1
3.
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза.
1
4 – 7. П/р Решение задач на транскрипция и трансляцию с использованием таблицы
4
генетического кода.
8.
Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке.
1
9. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических
1
процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ
10.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.
1
11.
П/р Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
1
микропрепаратах.
12.
Соматические и половые клетки.
1
13. П/р Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
1
14. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза.
1
15.
Формирование половых клеток у цветковых растений. Двойное
1
оплодотворение у цветковых растений.
16.
Жизненные циклы разных групп организмов. Мейоз в жизненном цикле
1
растений.
17. П/р Решение задач на изменение генетического набора в клетке во время
1
митоза и мейоза.
18. Мейоз в жизненном цикле организмов позвоночных животных. Виды
1
оплодотворения у животных.
19. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний.
1
Стволовые клетки.
20. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Способы
1
размножения у растений и животных.
21. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие.
1
22.
Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Регуляция
1
индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
23. История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические
1
терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер
законов генетики.
6
Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.
Цитологические основы закономерностей наследования.
25 П/Р Решение генетических задач.
26.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания.
27. Анализирующее скрещивание. П/р П/Р Решение генетических задач на
анализирующее скрещивание.
28. Хромосомная
теория
наследственности.
Сцепленное
наследование,
кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование..
29.
П/Р Решение задач на определение расположения генов в хромосоме.
30. П/Р Составление и анализ родословных человека. Решение задач по
родословным.
31 – П/Р Решение генетических задач на сцепленное наследование, кроссинговер.
32.
Сцепленное с полом наследование.
33.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы
индивидуального развития. Генетическое картирование.
34.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное
здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской
генетики.
24.
1
1
1
1
2
1
2
1
1
34
7