Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Адаптивная физическая культура» (для 8 класса) Талица 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 17 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом далее ФАООП УО (вариант 1), Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура». Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи обучения: − воспитание интереса к физической культуре и спорту; 3 − овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; − коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности); − воспитание нравственных качеств и свойств личности; − содействие военно- патриотической подготовке. Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи: Задачи учебного предмета: − формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта; − формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие; − развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать; − формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м; − формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега; − формирование умения метать мяч на дальность и в цель; − совершенствование техники выполнения умения сохранять строевых команд и перестроений; − совершенствование равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке; 4 − формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме; − совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия; − совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами; − формирование мотивации к здоровому образу жизни; − совершенствование техники и приемов в спортивных играх. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы: − беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций; − выполнение физических упражнений на основе показа учителя; − выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; − самостоятельное выполнение упражнений; − занятия в тренирующем режиме; − развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Обучение по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей. В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих двигательных возможностей подростков. направленному В связи с развитию увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. 6 При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. Содержание разделов № Количество часов Название раздела Контрольные работы (количество) В процессе обучения 14 1 Знания о физической культуре 2 Гимнастика 3 Легкая атлетика 20 4 Лыжная подготовка 16 5 Спортивные игры 18 Итого: 68 С учетом каждого региона вместо лыжной подготовки проводятся занятия на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, игры; катание на коньках. 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней; испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Предметные: Минимальный уровень: − иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; − выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя; − знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять; 8 − иметь представления о двигательных действиях; − знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции; − уметь вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; − ходить в различном темпе с различными исходными положениями; − иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе участия в спортивных играх и эстафетах; − взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований; − иметь представления о бережном обращении с инвентарѐм и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: − практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры; − самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики; − выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; − участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня; − знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий; − уметь подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении общеразвивающих упражнений; − совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах; 9 − уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство; − знать спортивные традиции своего народа и других народов; − знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать еѐ роль и значение в жизнедеятельности человека; − знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности; − знать правила техники выполнения двигательных действий; − знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки; − соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учѐтом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учѐт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре. 10 При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения. К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок: − старт не из требуемого положения; − отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину; − несинхронность выполнения движений. Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка «2» не ставиться. Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически. В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса 11 делятся на группы с учѐтом их двигательных и интеллектуальных способностей. В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определѐнного раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре. Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся. Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств. Тесты для обучающихся в 8 классе − бег 60 м; − прыжок в длину с места; − сгибание и разгибание рук, в упоре лѐжа (м); поднимание туловища из виса лѐжа на перекладине (д); − наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу; − смешанное передвижение на 500 м; − поднимание туловища, лѐжа на спине, руки скрестно на плечи. При оценке выполнения тестов обучающимися с лѐгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учѐтом двигательных и конкретного класса. интеллектуальных возможностей обучающихся Возрастных нормативов для обучающихся с 12 умственной отсталостью нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития физических качеств у обучающихся 8 класса Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учѐтом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития. 2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности. Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок. Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даѐт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определѐнного вида испытания. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время. 13 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперѐд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лѐжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз. 4. Подтягивание из виса лѐжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз. 5. Наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 6. Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.). 7. Преодолеть расстояние 500 м без учѐта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учѐта времени. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание. 2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги. 3. Наклон вперѐд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен. 14 4. Поднимание туловища из положения, лѐжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук. 5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учѐта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учѐта времени. Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения умений, навыков по адаптивной физической культуре (8 класс) № п./п. Виды испытаний Показатели (тесты) Учащиеся 1 Мальчики Оценка «3» Бег 60 м. (сек.) 9,8 и больше 2 Девочки «4» «5» «3» «4» 9,7/9,5 9,4/9,0 29/25 «5» 12,6 и 12,5- больше 12,0 35/30 15/12 22/16 35/23 190/171 125/120 150/126 170/151 19/16 8/5 9/6 12/8 +11 +5 +10 +15 11,9/11,3 Поднимание туловища из положения, лѐжа на 24/20 спине (количество раз за 1м.) 3 Прыжок в длину с места толчком двумя 145/135 170/146 ногами (см.) 4 Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа на полу 9/7 15/10 +4 +7 (количество раз) 5 Наклон вперѐд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см ниже 15 уровня скамейки) 6 Бег на 500 м *данные нормативы корректировки Без учета времени являются (адаптации) с относительными учѐтом уровня и усреднѐнными психофизического и требуют развития и подготовленности обучающихся конкретного класса 16 № Тема предмета Кол-во часов IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Легкая атлетика– 8 часов 1 Инструктаж по техники безопасности на уроках легкой атлетики. Бег с переменной скоростью до 5 мин 1 2 Медленный бег с преодолением препятствий 1 3 Запрыгивание на препятствие высотой 1 Беседа по техники безопасности на занятиях легкой атлетикой. Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Определение значимости развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности человека. Выполнение ходьбы с заданиями. Выполнение бега легко и свободно, не задерживая дыхание. Выполнение упражнений в ходьбе в определенном темпе с выполнением заданий. Выполнение запрыгивания на препятствие. Метание мяча в вертикальную цель Выполнение бега на отрезке с ускорением 30 м. Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики, обосновывают значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности и жизни человека (при необходимости, с помощью учителя, по наводящим вопросам). Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 4 мин. Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики обосновывают значимость развития физических качеств средствами легкой атлетики в трудовой деятельности и жизни человека. Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с переменной скоростью до 5 мин. Выполняют ходьбу с заданиями по инструкции учителя. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 10-30 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель Выполняют ходьбу с заданиями. Выполняют бег с преодолением препятствий (высота 30-40 см). Выполняют метание мяча в вертикальную цель Запрыгивают на препятствие высотой 60 см. Выполняют бег. Запрыгивают и спрыгивают с препятствия до 50 17 до 50 - 60 см 4 Бег на отрезках до 30 м. Беговые упражнения 1 5 Равномерный бег 500 м 1 6 Метание набивного мяча (2-3 кг) двумя руками снизу, из-за головы, через голову 1 7 Бег на короткую дистанцию 60 м низкого старта 1 Выполнение запрыгивания на препятствие. Выполнение метания мяча на дальность из-за головы через плечо Выполнение беговых упражнений и последовательности их выполнения. Выполнение беговых упражнений, быстрого бега на отрезках. Метание мяча на дальность Выполнение специальнобеговых упражнений. Выполнение бега на средние дистанции, распределяя свои силы в беге на дистанции. Метание мяча на дальность Выполнение специальнобеговых упражнений. Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Выполнение специальнобеговых упражнений. Освоение понятия низкий старт. Демонстрирование техники стартового разгона, переходящего в бег по см. Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с места Выполняют метания мяча на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов с разбега Выполняют беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -1 раз. Выполняют метания мяча на дальность с места Выполняют беговые упражнения, бегут с ускорением на отрезках до 30 м -2-3 раза. Выполняют метания мяча на дальность Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (допускается смешанное передвижение). Метание мяча на дальность Выполняют специально-беговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 1-2 кг) Выполняют беговые упражнения. Выполняют кроссовый бег до 300 м (девочки), на дистанцию 500 м (мальчики). Метание мяча на дальность Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут 60 м с ускорением и на время. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2-3 кг). Выполняют специально-беговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 60 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений ( весом 1-2 кг) Выполняют специальнобеговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений 18 8 Бег с низкого старта на дистанции 60- 80 м 1 9 Инструктаж по ТБ на уроках спортивных играх. Ведение мяча с изменением направления 1 10 Ведение мяча с изменением направления 1 дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Выполнение специальноВыполняют специально-беговые беговых упражнений. упражнения. Начинают бег с Освоение понятия низкий старт. низкого старта на 60 м. Бросают Демонстрирование техники набивной мяч из различных стартового разгона, исходных положений ( весом 1-2 переходящего в бег по кг) дистанции. Выполнение броска набивного мяча, согласовывая движения рук и туловища Спортивные игры – 10 часов Беседа по ТБ, санитарноОтвечают на вопросы по гигиенические требования к прослушанному материалу с занятиям баскетболом, права и опорой на визуальный план (с обязанности игроков на использованием системы площадке, предупреждение игровых, сенсорных поощрений). травматизма. Останавливаются по сигналу Выполнение стойки учителя, выполняют повороты на баскетболиста, передачи мяча месте с мячом в руках, передают двумя руками от груди с шагом и ловят мяч двумя руками от навстречу друг другу. груди в парах на месте (на основе Выполнение ведения мяча на образца учителя). Ведут мяч месте и в движении. одной рукой на месте и в Выполнение ведения мяча с движении шагом. Выполняют изменением направлений ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой) (весом 2- 3 кг) Выполняют специальнобеговые упражнения. Начинают бег с низкого старта на 80 м. Бросают набивной мяч из различных исходных положений (весом 2- 3 кг) Отвечают на вопросы по прослушанному материалу. Останавливаются по сигналу учителя, выполняют повороты на месте с мячом в руках, передают и ловят мяч двумя руками от груди в парах (на основе образца учителя). Ведут мяч одной рукой на месте и в движении шагом Выполняют повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении 19 11 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 12 Ведение мяча с обводкой препятствий 1 13 Бросок мяча по корзине одной рукой от головы 1 14 Штрафной бросок 1 15 Вырывание и выбивание мяча 1 16 Вырывание и 1 Выполнение передвижений без мяча, остановку шагом. Выполнение ведения мяча с обводкой условных противников. Выполнение передачи мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников. Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине одной рукой от головы с места, демонстрирование элементов техники баскетбола Совершенствование бросков мяча по корзине. Освоение правил игры и штрафного броска. Выполнение передачи мяча двумя и одной рукой в парах, тройках в движении. Выполнение бросков по корзине двумя руками от груди с места. Освоение способов вырывания и выбивания мяча с демонстрацией учителем. Выполнение вырывание, выбивание, ловлю, передачу и ведения мяча в парах Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места после инструкции учителя Выполняют передвижение без мяча, остановку шагом. Выполняют ведение мяча с обводкой условных противников Выполняют передачу мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину одной рукой от головы с места Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч с продвижением вперед двумя руками и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места после инструкции учителя Осваивают правила игры и штрафного броска. Передают мяч двумя и одной рукой в парах, тройках, с продвижением вперед и бросают мяч в корзину двумя руками от груди с места Осваивают способы вырывания и выбивания мяча по инструкции и показу учителем. Выполняют упражнения в парах после инструкции учителя и ориентируясь на образец выполнения обучающимися из Осваивают способы вырывания и выбивания мяча. Выполняют упражнения в парах 20 17 18 выбивание мяча Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам Комбинации из основных элементов техники перемещений и владении мячом. Учебная игра по упрощенным правилам 1 1 19 Перестроение из колонны по одному в колонну по два (на месте). 1 20 Повороты направо, налево, кругом 1 Выполнение упражнений с набивными мячами: броски мяча с близкого расстояния, с разных позиций и расстояния. Выполняют ведение мяча с передачей, с последующим броском в кольцо. Учебная игра по упрощенным правилам более сильной группы Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры Гимнастика - 14 часов Выполнение строевых действий Выполняют строевые действия согласно расчету и команде. под щадящий счѐт. Сочетают Освоение перестроения из ходьбу и бег в колонне. колонны по одному в колонну Выполняют упражнения со по два и по три на месте. скакалкой. Прыгают через Тренировочные упражнения скакалку на месте в равномерном сочетание ходьбы и бега в темпе на двух ногах колонне. Выполнение произвольным способом упражнений со скакалкой. Выполнение прыжков через скакалку на месте в равномерном темпе Ориентирование в Выполняют строевые действия пространстве, сохранение под щадящий счѐт. Выполняют Выполняют упражнения с набивными мячами. Ведут, бросают, подбирают мяч в процессе учебной игры Выполняют строевые действия. Сочетают ходьбу и бег в колонне. Выполняют упражнения со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом Выполняют строевые действия. Выполняют 21 (переступанием). Упражнения на равновесие равновесия при движении по скамейке. Выполнение перестроений на месте. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом 21 Упражнения на преодоление сопротивления 1 Выполнение строевых действий и команд. Тренировочные упражнения на изменение скорости передвижения при ходьбе/ беге. Выполнение упражнений на преодоление сопротивления Выполняют строевые команды и действия под щадящий счѐт. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления меньшее количество раз 22 Упражнения на развитие ориентации в пространстве 1 Выполнение ходьбы «змейкой», «противоходом». Выполнение упражнений со сложенной скакалкой в различных исходных положениях, прыжки через скакалку на двух и одной ноге. Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой меньшее количество раз. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух ногах произвольным способом 23 Упражнения на укрепление мышц туловища, рук и ног 1 Выполнение фигурной маршировки. Выполнение упражнений на укрепление мышц туловища, Выполняют фигурную маршировку за другим учащимся, ориентируясь на образец выполнения впереди перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три на месте. Выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с различными положениями рук. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом Выполняют строевые команды и действия. Изменяют скорость передвижения при ходьбе/ беге. Выполняют упражнений на преодоление сопротивления Выполняют ходьбу «змейкой», «противоходом». Выполняют комплекс упражнений со скакалкой. Прыгают через скакалку на месте в равномерном темпе на двух, одной ноге произвольным способом Выполняют фигурную маршировку. Выполняют переноску, передачу мяча сидя, лежа в различных 22 рук и ног идущего учащегося. Выполняют упражнения с дифференцированной помощью учителя Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением (3-5 упражнений) 24 Упражнения с сопротивлением 1 Выполнение упражнений с элементами единоборств, сохранение равновесия при движении на скамейке 25 Упражнения с гимнастическими палками 1 Согласование движения палки с движениями туловища, ног. Составление и выполнение комбинации на скамейке Выполняют 4-6 упражнений с гимнастической палкой. Выполняют доступные упражнения на равновесие 26 27 Опорный прыжок Опорный прыжок 1 1 Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Преодоление нескольких препятствий различными способами Выполняют наскок в стойку на коленях. Преодолевают несколько препятствий с помощью учителя ( по возможности) направлениях. Выполняют упражнения по показу Выполняют упражнения на равновесие на скамейке: повороты с различными движениями рук, с хлопками под ногой, повороты на носках, прыжки с продвижением вперед ( на полу), комплекс упражнений с сопротивлением Составляют и демонстрируют комбинацию на скамейке. Выполняют упражнения с гимнастической палкой Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Преодолевают несколько препятствий 23 28 Упражнения для формирования правильной осанки 1 Переноска 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переноска гимнастического коня и козла, матов на расстояние до 15 м. Выполнение прыжка согнув ноги через козла, коня в ширину. Выполняют наскок в стойку на коленях. Переносят 1- 2 набивных мячей весом до 5-6 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 10 м. 29 Упражнения со скакалками 1 Выполнение упражнений со скакалкой. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка Выполняют упражнения со скакалкой после обучающей помощи учителя. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя 30 Упражнения с гантелями 1 31 Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений Упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений 1 Выполнение упражнений с гантелями. Выполнение прыжковых упражнений с точностью прыжка Выполнение построения в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Выполнение прыжка в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передача набивного мяча сидя, стоя из одной руки в другую над головой Выполняют упражнения с гантелями меньшее количество повторений. Выполняют прыжковые упражнения под контролем учителя Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние (по ориентирам). Прыгают в длину с места на заданное расстояние с предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой меньшее количество повторений 32 1 Выполняют опорный прыжок ноги врозь через козла, коня в ширину с помощью учителя. Переносят 2- 3 набивных мячей весом до 7-8 кг. Переносят гимнастического коня и козла, маты на расстояние до 15 м. Выполняют упражнения со скакалкой по показу и инструкции учителя. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции Выполняют упражнения с гантелями. Выполняют прыжковые упражнения после инструкции Выполняют построение в колонну по два, соблюдая заданное расстояние. Прыгают в длину с места на заданное расстояние без предварительной отметки. Передают набивной мяч сидя, стоя из одной руки в другую над головой 24 33 Одновременный одношажный ход 1 34 Одновременный одношажный ход 1 35 Коньковый ход 1 36 Коньковый ход 1 37 Торможение и поворот «плугом» 1 Лыжная подготовка – 16 часов Выполнение строевых действий Смотрят показ с объяснением. с лыжами. Совершенствуют технику Беседа о технике безопасности выполнения строевых команд и во время передвижений с приемов. лыжами под рукой и на плече. Смотрят показ с объяснением Освоение техники техники одновременного одновременного одношажного одношажного хода и выполняют хода передвижение на лыжах Передвижение одновременным одношажным ходом по лыжне. Освоение техники конькового хода с последующей демонстрацией. Выполнение техники передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров. Освоение способа торможения на лыжах. Демонстрация способа торможения «плугом». Выполнение торможения «плугом» на дистанции 100м после разбега. Выполнение передвижения комбинированными способами ходов. Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100-150 метров по возможности. Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику торможения «плугом» после инструкции и неоднократного показа учителем. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по очереди ориентируясь на образец выполнения обучающимися из 2 группы. Смотрят показ с объяснением. Совершенствуют технику выполнения строевых команд и приемов. Смотрят показ с объяснением техники одновременного одношажного хода и выполняют передвижение на лыжах Смотрят показ с объяснением. Осваивают технику передвижения коньковым ходом на короткой дистанции 100150 метров. Смотрят показ с объяснение техники выполнения торможения. Осваивают технику торможения «плугом». Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Выполняют разбег на короткой дистанции с торможением по очереди 25 38 Комбинированное торможение лыжами и палками 1 Совершенствование различных способов торможения на лыжах. Передвижение коньковым ходом Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками (по возможности). Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности (по возможности) 39 Игра «Гонка на выбывание» Игра «Гонка на выбывание» 1 Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м 1 Тренировочные упражнения на комбинированное торможение на лыжах. Прохождение на лыжах отрезков на скорость Осваивают комбинированное торможение лыжами и палками (по возможности). Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 30- 40 м Повторное передвижение в быстром темпе по кругу 100-150 м Игры на лыжах: «Пятнашки простые», «Самый меткий» 1 Выполнение поворота махом на лыжах. Сохранение равновесия при спуске со склона в высокой стойке, закрепление изученной техники подъема Выполняют поворот махом на месте на лыжах по инструкции и показа учителя. Проходят на скорость отрезок на время от 100- 150 м (девочки- 1 раз, мальчики- 2 раза) Выполняют поворот махом на месте на лыжах. Проходят на скорость отрезок на время от 100150 м (девочки- 3-5 раз, мальчики- 5-7 раз) Совершенствование техники передвижения без палок, развитие ловкости в играх на лыжах Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах 40 41 42 43 44 45 1 1 1 1 Совершенствуют различные способы торможение лыжами и палками. Выполняют передвижение коньковым ходом по возможности Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя Выполняют комбинированное торможение лыжами и палками. Передвигаются в быстром темпе на отрезке от 40- 60 м. 26 46 47 48 Игры на лыжах : «Переставь флажок», «Попади в круг», «Кто быстрее», «Следи за сигналом» Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км Прохождение на лыжах за урок от 1 до 2 км 1 Освоение техники изученных способов передвижения в игровой деятельности Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах (по возможности) 1 Прохождение дистанции на лыжах за урок Проходят дистанцию без учета времени 1 км Смотрят показ с объяснением. Слушают правила игры. Играют в игры на лыжах по инструкции учителя Проходят дистанцию без учета времени 2 км 1 49 Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным играм. 1 50 Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте в волейболе 1 Спортивные игры- 8 часов Беседа по технике Слушают инструктаж о правилах безопасности, санитарноповедения на уроках легкой гигиенические требования к атлетики. Выполняют ходьбу в занятиям волейболом, права и определѐнном темпе. Выполняют обязанности игроков на упражнения (3-4 вида) в ходьбе площадке, предупреждение с заданиями по инструкции травматизма. учителя Выполнение техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте Слушают инструктаж о правилах поведения на уроках легкой атлетики. Выполняют ходьбу в определѐнном темпе. Выполняют упражнения (4-6 видов) в ходьбе с заданиями по инструкции учителя Выполняют ходьбу в Выполняют упражнения определѐнном темпе. Выполняют (4-6 видов) в ходьбе с упражнения (3-4 вида) в ходьбе заданиями по инструкции с заданиями по инструкции учителя. Выполняют прием учителя. Выполняют прием и и передачу мяча снизу и передачу мяча снизу и сверху, сверху, передачу двумя передачу двумя руками на месте руками на месте (по возможности) 27 51 Нижняя прямая подача 1 Совершенствование техники нижней прямой подачи. Совершенствование стойки во время выполнения нижней прямой подачи. Совершенствование техники нижней прямой подачи 52 Верхняя прямая подача 1 Определение способов подачи мяча в волейболе. Совершенствование техники нижней прямой подачи. Освоение техники стойки во время выполнения верхней прямой подачи. Выполнение верхней прямой подачи 53 Прием мяча снизу в две руки 1 Освоение техники приема мяча в две руки. Демонстрация приема мяча снизу. Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя. Выполнение нижней прямой подачи по инструкции учителя Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи. Определяют способы подачи мяча в волейболе. Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной инструкции и показу учителя. Выполнение верхней прямой подачи по инструкции учителя и ориентируясь на образец выполнения обучающимися из более сильной группы Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения техники приема мяча в две руки. Выполнение верхней прямой Выполняют техники нижней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время нижней прямой подачи по неоднократной. Выполнение нижней прямой подачи Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения верхней прямой подачи. Определяют способы подачи мяча в волейболе. Выполняют техники верхней прямой подачи по инструкции учителя. Выполняют стойку во время верхней прямой подачи по неоднократной. Выполнение верхней прямой подачи Осваивают технику приема мяча в две руки. Смотрят показ с объяснением технике правильного выполнения техники приема мяча в две руки. 28 54 Прием мяча снизу в две руки 1 55 Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). Учебная игра в волейбол Прыжки с места и с шага в высоту и длину (2-3 серии прыжков по 5-10 прыжков за урок). 1 Бег на короткую дистанцию 1 56 57 Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками. подачи группами с приемом мяча по очереди по возможности, ориентируясь на образец показа учителем. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками по инструкции и показу учителя. Прыгают вверх с места и с шага, у сетки (1-2 серии прыжков по 55 прыжков за урок). Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру ( по возможности) Выполнение верхней прямой подачи группами с приемом мяча по очереди. Выполнение техники приема мяча снизу двумя руками. Сочетание работу рук, ног в Прыгают вверх с места и с шага, прыжках у сетки. у сетки (1-2 серии прыжков по 5Закрепление правил перехода 5 прыжков за урок). по площадке. Выполняют переход по Выполнение игровые действий площадке, играют в учебную соблюдая правила игры игру ( по возможности) Легкая атлетика – 12 часов Выполнение ходьбы группами Выполняют ходьбу группами наперегонки. наперегонки. Выполняют Выполнение перепрыгиваний перепрыгивания через набивные через набивные мячи мячи (расстояние 80-100см, Выполнение бега с высокого длина 4 метра). Выполняют бег с старта, стартовый разбега и высокого старта, стартовый старта из различных исходных разбега и старта из различных положений. исходных положений. Выполнение метания мяча в Выполняют метание мяча в пол пол на дальность отскока на дальность отскока Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру Сочетание работу рук, ног в прыжках у сетки. Закрепление правил перехода по площадке. Выполнение игровые действий соблюдая правила игры Прыгают вверх с места и с шага, у сетки. Выполняют переход по площадке, играют в учебную игру Выполняют эстафетный бег (по кругу 60 м) с правильной передачей эстафетной палочки. Выполняют перепрыгивания через набивные мячи (расстояние 80-100см, длина 5 метров). Выполняют бег с низкого старта, стартовый разбега и старта из различных 29 58 Бег на среднюю дистанцию (400 м) 1 Выполнение ходьбы на отрезках от 100 до 200 м. Выполнение бега на среднюю дистанцию. Выполнение метания малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 200м. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10м) 59 Прыжок в длину с полного разбега 1 60 Прыжок в длину с полного разбега 1 Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега 61 Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг с места на дальность 1 Выполнение бега 60 м с ускорением и на время. Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Выполнение метания на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега Выполнение упражнений в подборе разбега для прыжков в длину. Толкание набивного мяча на дальность 62 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м 1 Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполнение упражнений в Выполнение бега на дистанции 40 м (2-4 раза) за урок, на 60м – 1 раз. Выполняют прыжок в длину с 3- Выполняют прыжок в длину с 35 шагов разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч меньшее количество раз исходных положений. Выполняют метание мяча в пол на дальность отскока Проходят отрезки от 100 до 200 м. Выполняют кроссовый бег на дистанцию 400м. Выполняют метание малого мяча на дальность с 3 шагов разбега (коридор 10м) Бегут 60 м с ускорением и на время. Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Выполняют метание на дальность из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега Выполняют прыжок в длину с полного разбега. Смотрят показ с объяснением техники толкания набивного мяча весом до 2 кг. Толкают набивной мяч весом до 3 кг Выполнение бега на дистанции 40 м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3 раза. Выполняют прыжок в 30 63 Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м 1 64 1 66 Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага Эстафета 4*60 м 67 Эстафета 4*60 м 1 68 Кроссовый бег до 2000 м 1 65 1 1 подборе разбега для прыжков в длину. Метание теннисного мяча на дальность с полного разбега по коридору 10 м Ходьба на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Метание мяча с полного разбега на дальность в коридор 10 м 5 шагов разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с места ( коридор 10 м) Выполнение специальнобеговых упражнений. Освоение техники передачи эстафетной палочки. Выполнение эстафетного бега Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Выполняют эстафетный бег с этапами до 30 м Выполняют специальнобеговые упражнения. Пробегают эстафету (4 * 60 м) Выполнение специальнобеговых упражнений. Закрепление тактики бега на длинной дистанции. Демонстрируют выполнение специально- беговых упражнений. Бегут кросс на дистанции 1,5 км Выполняют специальнобеговые упражнения. Бегут кросс на дистанции 2 км Идут на скорость 10-15 мин. в различном темпе с изменением шага. Осваивают метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) длину с полного разбега. Выполняют метание малого мяча на дальность с полного разбега ( коридор 10 м) Идут на скорость 15-20 мин. в различном темпе с изменением шага. Выполняют метание малого мяча на дальность с места (коридор 10 м) 31