Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Мир природы и человека» (для 2 класса) Талица 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 11 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе; понимание основных взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, наблюдение связей между объектами природы. Задачи обучения: уточнение и расширение представлений об окружающей действительности; расширение естественнонаучных знаний; развитие навыков устной речи; воспитание интереса и бережного отношения к природе; 3 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет следующие задачи: расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий; закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года; формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы, изучение воды и ее свойств; формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; расширение знаний обучающихся о природе своего края; формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, обучение бережному отношению к природе. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека. Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частично-поисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество Контрольные часов работы 1. Неживая природа. Долгота дня 4 2. Времена года. Осень 4 3. Неживая природа. Вода 4 4. Времена года. Зима 4 1 5 5. Живая природа. Растения 3 6. Живая природа. Животные 3 7. Времена года. Весна 4 8. Живая природа. Человек 4 1 9. Времена года. Лето 4 1 34 4 Итого: 1 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным; воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе. Предметные: Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе; иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимости его выполнения; знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; 7 иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам; правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; знать правила гигиены частей тела; знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения; уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. 8 Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов во время обучения в первом и втором триместре второго классе не проводится. Результат продвижения обучающихся второго класса в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных и коммуникативных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %. При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты в третьем триместре второго класса выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные». С третьего триместра 2-го класса оценивание проводится по пятибалльной шкале. В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками: «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий; 9 «хорошо» - от 51% до 65% заданий; «удовлетворительно» (зачѐт) - от 35% до 50% заданий. Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике. Оценка «2» - не ставится. 10 № Тема предмета Кол-во часов IV. 1 Влияние солнца на смену времен года 1 2 Сутки 1 3 Долгота дня ле- 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности обучающихся Программное содержание Минимальный уровень Неживая природа. Долгота дня – 4 часа Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Показ разных времен года на Показывают разные времена рисунке года в естественных условиях и Рассказ о влиянии солнца на на рисунке смену времен года Читают о влиянии солнца на Чтение стихов-закличек смену времен года Ответы на вопросы о дате Слушают стихи-заклички рождения, о занятиях в разное Отвечают на вопросы о дате время года рождения, о занятиях в разное время года с помощью учителя Прослушивание вводного сло- Прослушивают вводное слово ва учителя о сутках учителя о сутках Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Наблюдения за изменением Наблюдают за изменением положения солнца в течение положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь суток: утро, день, вечер, ночь в Дополнение предложений естественных условиях Ответы на вопросы о занятиях Дополняют предложения с полюдей в разное время суток мощью учителя Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года с помощью учителя Рассматривание рисунков Рассматривают рисунок Достаточный уровень Рассматривают рисунок Показывают разные времена года естественных условиях и на рисунке Рассказывают о влиянии солнца на смену времен года Читают стихи-заклички Отвечают на вопросы о дате рождения, о занятиях в разное время года самостоятельно Прослушивают вводное слово учителя о сутках Рассматривают рисунок Наблюдают за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь в естественных условиях на картинках Дополняют предложения самостоятельно Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года Рассматривают рисунок 11 том 4 Долгота дня зимой 1 5 Изменения в природе осенью Экскурсия 1 Дополнение предложений Дополняют предложения с поСоставление рассказа о долго- мощью учителя те дня и ночи летом Составляют рассказ о долготе Ответы на вопросы по теме дня и ночи летом с опорой на урока картинки с помощью учителя Объяснение смысла пословиОтвечают на вопросы с помоцы щью учителя Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки Дополнение предложений Дополняют предложения с поСоставление рассказа о долго- мощью учителя те дня и ночи зимой Составляют рассказ о долготе Ответы на вопросы по теме дня и ночи зимой с опорой на урока картинки с помощью учителя Объяснение смысла пословиОтвечают на вопросы с помоцы щью учителя Времена года. Осень – 4 часа Экскурсия в осенний парк Рассматривают листья деревьев Просмотр видео об осени на экскурсии Рассматривание схемы Просматривают видео об осени Составление рассказа по схеРассматривают схемы мам Составляют рассказ по картинОтветы на вопросы кам с помощью учителя Чтение стихотворения Отвечают на вопросы с помоРассматривание картины Лещью учителя витана, ответы на вопросы Слушают стихотворение Называние осенних месяцев Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы Называют осенние месяцы по картинкам с помощью учителя Дополняют предложения Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом Отвечают на вопросы Объясняют смысл пословицы Рассматривают рисунок Дополняют предложения Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом Отвечают на вопросы самостоятельно Объясняют смысл пословицы Рассматривают листья деревьев на экскурсии Просматривают видео об осени Называют листья деревьев Рассматривают схемы и поясняют их Составляют рассказ по схемам самостоятельно Отвечают на вопросы Читают стихотворение Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы Называют осенние месяцы самостоятельно 12 6 Растения осенью 1 Просмотр видео Ответы на вопросы Называние деревьев, растений, кустарников, нахождение на картинке Рассматривание рисунка Соотнесение картинок 7 Животные и птицы осенью Перелѐтные птицы 1 Рассматривание рисунка Чтение текста Называние перелѐтных птиц, узнавание на картинке Отгадывание загадок Ответы на вопросы о жизни и птиц животных осенью 8 Занятия людей осенью 1 Чтение текста Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Называние осенних плодов по картинкам Знакомство с понятием «гербарий». Чтение стихотворения 9 Вода Свойства воды 1 Просматривают видео Отвечают на вопросы с помощью учителя Называют 1-2 дерева, растения Находят их на картинке с помощью учителя Рассматривают рисунок Соотносят картинки и названия с помощью учителя Рассматривают рисунок Прослушивают текст Называют 1-2 перелѐтных птицы на картинке Отвечают на вопросы о жизни и птиц животных осенью с помощью учителя Слушают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помощью учителя. Называют 1-2 осенних плода в натуральном виде, соотносят их с картинкой Знакомятся с понятием «гербарий». Слушают стихотворение Неживая природа. Вода – 4 часа Просмотр видео Просматривают краткое видео Проведение опытов с водой с Проводят опыты с водой с попомощью учителя мощью учителя Чтение текста Слушают текст Просматривают видео Отвечают на вопросы Называют 2-3 дерева, растения, кустарника Находят их на картинке самостоятельно Рассматривают рисунок Соотносят картинки и названия самостоятельно Рассматривают рисунок Читают текст Называют 2-3 перелѐтные птицы на картинке Отвечают на вопросы о жизни и птиц животных осенью самостоятельно Читают текст. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы. Называют 2-3 осенних плода в натуральном виде и на картинке Знакомятся с понятием «гербарий». Читают стихотворение Просматривают краткое видео Проводят опыты с водой под руководством учителя Читают текст 13 10 Температура воды Термометр 1 Составление рассказа как люди используют горячую воду Рассматривание рисунка Пользование термометром с помощью учителя Знакомство с термометром Практическая работа с термометром 11 Вода в природе Водоемы 1 Рассматривание рисунка Называние водоемов по картинке Ответы на вопросы учителя Составление рассказа о водоеме 12 Значение воды 1 Просмотр видео Рассматривание рисунка Составление рассказа о значении воды в природе по картинкам Ответы на вопросы учителя Чтение текста Отвечают на вопросы с помощью учителя Отвечают на вопросы учителя, как люди используют горячую воду Рассматривают рисунок Учатся пользоваться термометром Выполняют практическую работу с термометром с помощью учителя Рассматривают рисунок Называют водоемы по картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ о водоеме по картинке и с помощью наводящих вопросов Отвечают на вопросы Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют рассказ о значении воды в природе по картинкам и с помощью наводящих вопросов и опорных картинок Отвечают на вопросы с помощью учителя Слушают текст Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют рассказ о значении воды в природе с помощью опорных картинок Отвечают на вопросы самостоятельно Читают текст Составляют рассказ, как люди используют горячую воду самостоятельно Рассматривают рисунок Пользуются термометром под руководством учителя Выполняют практическую работу с термометром под руководством учителя Рассматривают рисунок. Называют водоемы по памяти и по картинке Отвечают на вопросы самостоятельно Составляют рассказ о водоеме с помощью опорных картинок 14 13 Время года: зима Признаки зимы Названия зимних месяцев 1 14 Природа зимой Экскурсия 1 15 Растения и животные зимой 1 Времена года. Зима – 4 часа Просмотр видео Просматривают видео Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Называние признаков зимы По- Называют 1-2 признака зимы в вторение названий зимних меестественных условиях и по карсяцев тинке Работа с опорными словами Повторяют названия зимних меЗнакомство и объяснение смыс- сяцев по картинке с помощью ла пословицы учителя Чтение стихотворения Составляют словосочетания и предложения по опорным словам Слушают стихотворение Отвечают на вопросы с помощью учителя Экскурсия в зимний парк Наблюдают за растениями зимой Подкормка птиц в кормушках в естественных условиях Слушание рассказа учителя Кормят птиц в кормушках с поОтветы на вопросы мощью учителя Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривание иллюстраций Рассматривают иллюстрации Отгадывание загадки Читают часть рассказа Чтение рассказа Описывают животное по картинОписание животного по плану ке с помощью учителя Отгадывание животного по Отгадывают животное по описаописанию нию. Называние диких животных Называют 2-3 диких животных Отвечают на вопросы с помощью учителя Просматривают видео. Рассматривают рисунок. Называют 3-4 признака зимы по картинке Повторяют названия зимних месяцев Составляют предложения по опорным словам Объясняют смысл пословицы Читают стихотворение Отвечают на вопросы самостоятельно Наблюдают за растениями зимой в естественных условиях Кормят птиц в кормушках самостоятельно Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы самостоятельно Рассматривают иллюстрации Читают рассказ Описывают животное по плану самостоятельно Отгадывают животное по описанию Называют 3-4 диких животных Отвечают на вопросы самостоятельно 15 16 Занятия людей зимой 1 17 Растения Части растений 1 Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунков Называние зимней одежды по рисунку Называние видов деятельности людей зимой Рассказ об играх детей зимой Просмотр сказки «Два Мороза» Ответы на вопросы по рисунку Рисование в рабочей тетради снежинки Правила безопасности зимой: (гололед, сосульки с крыш) Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают иллюстрации Называют 2-3 предмета зимней одежды по рисунку Называют 2-3 вида деятельности людей, игры детей зимой по картинке Просматривают сказку «Два Мороза». Отвечают на вопросы с помощью учителя по результатам просмотра Срисовывают в рабочую тетрадь снежинку по образцу. Прослушивают правила безопасности зимой (как вести себя в гололед, какую опасность представляют сосульки) Живая природа. Растения – 3 часа Рассматривание изображения Рассматривают изображения расрастений тений Называние по картинке частей Называют части растений в натурастений ральном виде с помощью учитеЧтение текста ля Ответы на вопросы с опорой на Читают часть текста рисунки Отвечают на вопросы с опорой Работа с опорными словами на рисунки Заучивание стихотворения Составляют словосочетания и предложения по опорным словам Читают стихотворение Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают иллюстрации Называют 3-4 предмета зимней одежды Называют 3-4 вида деятельности людей зимой Рассказывают об играх детей зимой Просматривают сказку «Два Мороза» Отвечают на вопросы самостоятельно по результатам просмотра Рисуют в рабочей тетради снежинки Прослушивают и дополняют правила безопасности зимой: (гололед, сосульки с крыш) Рассматривают изображения растений Называют части растений в натуральном виде и на картинке Читают текст Отвечают на вопросы самостоятельно Составляют предложения по опорным словам Читают и заучивают стихотворение 16 18 Жизнь растений Комнатные растения 1 Рассматривание картинки Чтение текста Сравнение рисунков Проговаривание правил ухода за комнатными растениями Ответы на вопросы с опорой на картинки Рассматривают картинки Читают часть текста Сравнивают рисунки Проговаривают правила ухода за комнатными растениями в естественных условиях с помощью учителя Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью наводящих вопросов Рассматривают изображения овощей Описывают овощи по рисунку с помощью учителя Называют 2-3 овоща Рассматривают схемы, находят знакомые овощи Читают часть текста Слушают стихотворение Перечисляют любимые овощи Слушают рецепт салата Раскрашивают овощи и фрукты в тетради Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью учителя 19 Овощи Сад 1 20 Животные домашние и дикие 1 Описание овощей с опорой на рисунок Называние овощей, их признаков Рассматривание схемы, нахождение знакомых овощей Чтение текста Отгадывание загадки Чтение стихотворения Перечисление любимых овощей. Проговаривание рецепта салата и варенья Рисование овощей и фруктов в тетрадь Ответы на вопросы Живая природа. Животные - 3 часа Сравнение домашних и диких Сравнивают домашних и диких животных по картинке Расживотных по картинке с помосматривание рисунков Составщью учителя ление рассказа о Рассматривают рисунки домашних и диких животных Составляют краткий рассказ о Рассматривают картинки Читают текст Сравнивают рисунки и называют различия Проговаривают правила ухода за комнатными растениями с опорой на картинки Отвечают на вопросы самостоятельно Рассматривают изображения овощей Описывают овощи по схеме Называют 3-5 овощей Рассматривают схемы, находят знакомые овощи Читают текст вслух Читают вслух стихотворение Перечисляют любимые овощи Читают и повторяют рецепт салата и варенья Рисуют овощи и фрукты в тетради Отвечают на вопросы самостоятельно Сравнивают домашних и диких животных по картинке Рассматривают рисунки Составляют рассказ о домашних и диких животных 17 Ответы на вопросы Сравнение домашних и диких животных по картинке 21 Породы животных Сходство и различия 1 Рассматривание изображения животных Сравнение домашнего и дикого животного Ответы на вопросы Рисование животного Чтение текста Составление рассказа Отгадывание загадки Ознакомление с правилами ухода за домашним питомцем Составление рассказа по рисунку 22 Рыбы 1 Рассматривание изображения рыбы Нахождение частей тела рыбы Ответы на вопросы Чтение текста Ответы на вопросы Составление рассказа по схеме Просмотр видео об аквариуме Рисование аквариума с рыбой домашних и диких животных с помощью наводящих вопросов Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью учителя Рассматривают изображения животных Сравнивают домашнее и дикое животное с помощью учителя: кошка – рысь, собака – волк Отвечают на вопросы с опорой на картинки Раскрашивают животное Читают часть текста Составляют предложение по опорным словам Слушают правила ухода за домашним питомцем Составление краткий рассказ по рисунку с помощью учителя Рассматривают рисунки Находят части тела рыбы на картинке Отвечают на вопросы с опорой на картинки и с помощью учителя Читают часть текста Рассматривают схемы Составляют предложение по схеме Просматривают видео об аквариуме Срисовывают аквариум Отвечают на вопросы самостоятельно Рассматривают изображения животных Сравнивают домашнее и дикое животное: кошка – рысь, собака – волк по представлению Отвечают на вопросы самостоятельно Рисуют животное в тетради Читают текст Составляют рассказ по картине Читают правила ухода за домашним питомцем Рассматривают рисунки Находят и называют части тела рыбы на картинке Отвечают на вопросы самостоятельно Читают текст Рассматривают схемы Составляют рассказ по схеме Просматривают видео об аквариуме Рисуют аквариум с рыбой 18 23 Сезонные изменения в природе весной Экскурсия 1 24 Растения весной 1 Времена года. Весна - 4 часа Экскурсия в весенний парк Наблюдают за признаками весНаблюдение за набуханием по- ны, за набуханием почек на ветчек на ветках (опыт) ках Определение времени года Определяют время года в естеНазывание признаков весны ственных условиях (потепление, таяние снега, руНазывают 2-3 признака весны с чьи, капель, лужи) опорой на картинки и с помощью Работа по схемам учителя Закрепление правил поведения Слушают правила поведения в весной природе весной Составление рассказа по рисун- Составляют предложение по рикам об основных приметах вес- сункам об основных приметах ны весны Названия весенних месяцев Называют весенние месяцы по картинкам Наблюдение за молодой листНаблюдают за молодой листвой вой на деревьях на деревьях Показ объектов природы на ри- Рассматривают и показывают сунках, ответы на вопросы объекты природы весной на риСоставление рассказа о цветесунках нии березы и тополя Отвечают на вопросы с опорой Нахождение и называние расна картинки пустившихся цветов Составляют предложение о цвеЗаучивание заклички тении березы и тополя с помоСоставление рассказа о приходе щью учителя весны по картинке Находят и называют 2-3 весенних цветка Слушают стихотворениезакличку Составляют предложения о приходе весной по картинке Наблюдают за признаками весны, за набуханием почек на ветках Определяют время года Называют по схемам 3-4 признака весны Читают и запоминают правила поведения в природе весной Составляют рассказ по рисункам об основных приметах весны Называют весенние месяцы Наблюдают за молодой листвой на деревьях Показывают и называют объекты природы весной на рисунках Отвечают на вопросы Составляют рассказ о цветении березы и тополя Находят и называют 3-4 весенних цветка Заучивают закличку Составляют рассказ о приходе весны по картинке 19 25 Животные и птицы весной 1 26 Занятия людей весной 1 27 Гигиена тела человека Закаливание 1 Чтение текста Рассматривание рисунка Показ животных и птиц на рисунке Просмотр видео Ответы на вопросы Составление рассказа о жизни животных и птиц весной Читают часть текста Рассматривают рисунок Показывают 2-3 животных и птиц на рисунке Просматривают видео Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют предложение о жизни животных и птиц весной по картинке с помощью учителя Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Чтение текста Читают часть текста Ответы на вопросы Отвечают на вопросы с опорой Чтение стихотворения на картинки Рассказ о занятиях людей весЧитают часть стихотворения ной Составляют предложение о заняПроговаривание правил безтиях людей весной по картинке с опасности на водоемах весной помощью учителя Прослушивают правила безопасности на водоемах весной Живая природа. Человек – 4 часа Чтение текста Рассматривают рисунок Рассматривание рисунка Читают часть текста Ответы на вопросы Отвечают на вопросы с опорой Составление рассказа о пользе на картинки закаливания по картинкам Составляют предложение о польРазучивание комплекса утрензе закаливания по картинке с поней гимнастики мощью учителя Разучивают комплекс утренней гимнастики (2-3 упражнения) Читают текст Рассматривают рисунок Показывают 3-4 животных и птиц на рисунке Просматривают видео Отвечают на вопросы Составляют рассказ о жизни животных и птиц весной с опорой на картинку самостоятельно Рассматривают рисунок Читают текст Отвечают на вопросы Читают стихотворение Составляют рассказ о занятиях людей весной по картинке Зачитывают и проговаривают правила безопасности на водоемах весной Рассматривают рисунок Читают текст Отвечают на вопросы Составляют рассказ о пользе закаливания с опорой на картинки Разучивают комплекс утренней гимнастики (3-4 упражнения) 20 28 Питание человека Органы пищеварения 1 Рассматривание рисунка Нахождение и называние на картинке органов пищеварения человека Чтение текста Ответы на вопросы Выбор полезных продуктов по рисунку 29 Пища человека Правильное питание 1 Рассматривание рисунка Называние принципов правильного питания Выбор меню на день Запись в тетрадь главных правил питания Составление рассказа о пользе фруктов и овощей 30 Профилактика пищевых отравлений 1 Прослушивание вводного слова учителя Рассматривание рисунков Проговаривание основных правил профилактики пищевых отравлений Составление рассказа по рисунку Чтение стихотворения Рассматривают рисунок Находят и называют на картинке органы пищеварения человека с помощью учителя Читают часть текста Отвечают на вопросы с опорой на картинки Выбирают 1-2 полезных продукта по рисунку Рассматривают рисунок Называют основы правильного питания Выбирают меню на день с помощью учителя. Составляют предложение о пользе фруктов и овощей с опорой на картинку Отвечают на вопросы с опорой на картинки Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Проговаривают основные правила профилактики пищевых отравлений по картинке Составляют предложение по рисунку Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с опорой на картинки Рассматривают рисунок Находят и называют органы пищеварения человека по схеме Читают текст Отвечают на вопросы Выбирают 2-3 полезных продукта Рассматривают рисунок Называют принципы правильного питания Выбирают меню на день с помощью учителя Составляют рассказ о пользе фруктов и овощей Отвечают на вопросы Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки Проговаривают основные правила профилактики пищевых отравлений Составляют рассказ по рисунку Читают стихотворение Отвечают на вопросы 21 31 Изменения в природе летом Экскурсия 1 32 Растения летом 1 33 Животные летом 1 Времена год. Лето – 4 часа Просмотр видео Просматривают видео Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки Называние летних месяцев Называют летние месяцы по каНазывание признаков лета лендарю Чтение текста Называют 1-2 признака лета по Ответы на вопросы картинке Составление рассказа об измеЧитают часть текста нениях в природе летом Отвечают на вопросы с опорой на картинки Составляют предложения об изменениях в природе летом по картинке Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки Чтение текста, запоминание Читают часть текста, называют 2названия ягод, цветов Состав3 ягоды, цветка ление рассказа Отвечают на вопросы с опорой Рисование рисунка о правилах на картинки поведения в лесу РассматриваСоставляют предложение Расние рисунка, составление по крашивают рисунок о правилах нему рассказа о летнем лесе поведения в лесу Рассматривают рисунок Составляют по нему предложение о летнем лесе Рассматривание рисунка Рассматривают рисунки Запоминание и называние Запоминают и называют 2-3 дедетенышей теныша животных Определение по рисунку спосо- Определяют по рисунку способ ба питания и места проживания питания и место проживания жиживотных вотных Рассматривание и называние Рассматривают опасных насекоопасных насекомых мых на картинке Просматривают видео Рассматривают рисунки Называют летние месяцы самостоятельно Называют 2-3 признака летав натуральном виде в естественных условиях Читают текст Отвечают на вопросы Составляют рассказ об изменениях в природе Рассматривают рисунки Читают текст Называют 3-4 ягоды, цветка Отвечают на вопросы Составляют рассказ Рисуют рисунок о правилах поведения в лесу Рассматривают рисунок Составляют по нему рассказ о летнем лесе Рассматривают рисунки Запоминают и называют 3-4 детеныша животных Определяют способы питания и места проживания животных Рассматривают и называют опасных насекомых на картинке 22 Слушание текста, ответы на вопросы 34 Занятия людей летом Безопасные летние каникулы 1 Называние летней одежды Составление рассказа Рассматривание рисунка Составление рассказа о своих любимых занятиях во время прогулок летом Повторение правил безопасности в летние каникулы Слушают текст Отвечают на вопросы с опорой на картинки Показывают и называют и 2-3 предмета летней одежды Составляют предложение с опорой на картинки Слушают объяснение, почему летом и зимой обязательно носить головной убор, отвечают на вопросы Рассматривают рисунок Составляют предложение о своих любимых занятиях во время прогулок летом по картинке с помощью учителя Повторяют 1-2 правила безопасности в летние каникулы Читают текст Отвечают на вопросы Называют и показывают 3-4 предмета летней одежды Составляют рассказ Объясняют, почему летом и зимой обязательно носить головной убор Рассматривают рисунок Составляют рассказ о своих любимых занятиях во время прогулок летом Повторяют 2-3 правила безопасности в летние каникулы 23