РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ для обучающихся 10-11 классов Талица 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе положений и требований: – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); – федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: – Конституция Российской Федерации; – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; – Семейный кодекс Российской Федерации. АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни. Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в 2 человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации. Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает: осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека; приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей; формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям; приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям. Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся. Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его содержание предполагает: освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию; рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта; развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений. 3 ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия. Изучение курса направлено на формирование: четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни; В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено: ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем; содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями; обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи; содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию; ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем; обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНЬЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с 4 возможностью выбора педагогом различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационнообразовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное время для 10-11 классов. Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе практическую и поисковоисследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных проектов. Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ Данный курс включает в себя лекционные занятия с практическими уроками. На занятиях рассматривается темы в индивидуальном, дискуссионном и интерактивном виде. 5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» Курс «Семьеведение» для 10-11 классов представляет собой комплексное изучение семейных отношений, роли родителей и важности семьи в жизни человека и общества. В результате изучения данного курса, учащиеся будут развивать навыки и знания, необходимые для успешной роли родителей в будущем. 10 КЛАСС Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем. В этом разделе учащиеся узнают о роли детей в жизни родителей, о том, какие ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях внутри семьи. Дети и их значение в жизни. Что значит быть родителем? Подготовка к появлению ребенка в семье. Зарождение новой жизни. Течение беременности. Молодая семья с первенцем. Появление других детей, отношения. Практическая работа по теме: «Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем» Семья с детьми подросткового возраста. В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста, роль родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие самостоятельности и ответственности у подростков. Семья с детьми подросткового возраста. Профессиональное становление подростка: участие родителей. Конфликты между подростком и родителями. Выход повзрослевших детей из семьи. Практическая работа по теме: «Семья с детьми подросткового возраста». Развод и его последствия В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие на семейные отношения, а также последствия развода для детей и родителей. Факторы влияющие на семейные отношение. Причины развода. Справления с эмоциональным стрессом после развода. Последствия развода для детей и родителей. Практическая работа по теме: «Развод и его последствия» Как быть семьей? В этом разделе рассматриваются традиционные и современные семейные роли, равенство полов в семье и его значение для гармоничных отношений. Семья и общество. Семейные ценности и традиции. Семейные роли и равенство. Семья и технологии. Семья и здоровье. Семья и финансы Практическая работа по теме «Введение семейного бюджета». Семья и межличностные отношения 6 11 КЛАСС Как создать семью? В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создания семьи. Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак. Брачный возраст. Что такое Брак. Основные нормативные акты о браке. Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Ограничения на регистрацию брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Браки российских граждан с иностранцами. Брачный договорю. Практическая работа по теме «Регистрация Брака». Молодая семья В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и федеральные программы которые помогают молодым семьям. Молодая семья - это ...? Программа «Молодая семья». Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие при рождении ребѐнка. Единое пособие на детей. Материнский капитал. Практическая работа по теме «Молодая семья» Благоприятный климат в семье В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада семьи. Пути выхода из возникшего конфликта. Разнообразие форм совместных семейных дел. Важность семейных праздников. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Совместный отдых семьей. Практическая работа по теме «Благоприятный климат в семье». Права и обязанности родителей и детей В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности супругов и их детей. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи. Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Имущество, нажитое до регистрации брака. Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом. Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям и родственникам. Опекунство и усыновление. Права и обязанности родителей в отношении родных детей Права и обязанности родителей в отношении детей, взятых под опеку. Практическая работа по теме «Права и обязанности родителей и детей». 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданское воспитание: –готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи; –понимание роли семьи как социального института в жизни человека; –обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России; –готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе; –понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2) патриотическое воспитание: –осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России; 3) духовно-нравственное воспитание: –ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм; –способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание: –восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; 5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 8 –осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; –соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде; 6) трудовое воспитание: –установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7) ценности научного познания: –овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: –освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью; –умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: – выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; – выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии. Базовые исследовательские действия: 9 – проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; – эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; – знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; 10 – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе); – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); – делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; 11 – регулировать способ выражения эмоций. Совместная деятельность: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы; – осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России; 12 – формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины; – умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами); – умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной; – умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.; – умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена – умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том семьи; числе со старшими членами семьи; – умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками; – умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; – (текстовой, овладение приемами поиска и извлечения социальной информации графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; – умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; 13 – умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета. 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем программы Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем Семья с детьми подросткового возраста Развод и его последствия Как быть семьей? ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности 10 В этом разделе учащиеся узнают о роли детей в жизни родителей, о том, какие ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях внутри семьи. Письменные работы 8 В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста, роль родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие самостоятельности и ответственности у подростков. Письменные работы 4 В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие на семейные отношения, а также последствия развода для детей и родителей. Письменные работы 12 В этом разделе рассматриваются традиционные и современные семейные роли, равенство полов в семье и его значение для гармоничных отношений. Письменные работы 34 15 11 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Как создать семью? Количество часов Основное содержание Основные виды деятельности 10 В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создание семьи. Письменные работы Письменные работы 2 Молодая семья 6 В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и федеральные программы которые помогают молодым семьям. 3 Благоприятный климат в семье 6 В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада семьи. Письменные работы 12 В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности супругов и их детей. Письменные работы 4 Права и обязанности родителей и детей ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Практические работы Всего 1 Дети и их значение в жизни 1 2 Что значит быть родителем? 1 3 Подготовка к появлению ребенка в семье 1 4 Подготовка к появлению ребенка в семье 1 5 Зарождение новой жизни. Течение беременности 1 6 Зарождение новой жизни. Течение беременности 1 7 Молодая семья с первенцем 1 8 Молодая семья с первенцем 1 9 Появление других детей, отношения 1 10 Практическая работа по теме: "Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем" 1 11 Семья с детьми подросткового возраста 1 12 Семья с детьми подросткового возраста 1 13 Профессиональное становление подростка: участие родителей 1 14 Профессиональное становление подростка: участие родителей 1 15 Конфликты между подростком и родителями 1 16 Конфликты между подростком и родителями 1 17 Выход повзрослевших детей из семьи 1 18 Практическая работа по теме: "Семья с детьми подросткового возраста" 1 19 Факторы влияющие на семейные отношение 1 20 Причины развода 1 1 1 17 21 Справления с эмоциональным стрессом после развода. Последствия развода для детей и родителей 1 22 Практическая работа по теме: "Развод и его последствия" 1 23 Семья и общество 1 24 Семья и общество 1 25 Семейные ценности и традиции 1 26 Семейные ценности и традиции 1 27 Семейные роли и равенство 1 28 Семейные роли и равенство 1 29 Семья и технологии 1 30 Семья и здоровье 1 31 Семья и здоровье 1 32 Семья и финансы 1 33 Практическая работа по теме "Введение семейного бюджета" 1 34 Семья и межличностные отношения 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 4 18 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак 1 2 Брачный возраст 1 3 Что такое Брак 1 4 Основные нормативные акты о браке 1 5 Порядок регистрации брака в Российской Федерации 1 6 Ограничения на регистрацию брака 1 7 Медицинское обследование лиц, вступающих в брак 1 8 Браки российских граждан с иностранцами 1 9 Брачный договор 1 10 Практическая работа по теме "Регистрация Брака" 1 11 Молодая семья - это ...? 1 12 Программа «Молодая семья» 1 13 Пособие по беременности и родам 1 14 Единовременное пособие при рождении ребѐнка 1 15 Единое пособие на детей. Материнский капитал 1 16 Практическая работа по теме "Молодая семья" 1 17 Пути выхода из возникшего конфликта 1 18 Разнообразие форм совместных семейных дел 1 19 Важность семейных праздников 1 20 Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни 1 21 Совместный отдых семьей 1 22 Практическая работа по теме "Благоприятный климат в семье" 1 Практические работы 1 1 1 19 23 Личные права и обязанности супругов 1 24 Имущественные права и обязанности супругов 1 25 Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи 1 26 Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом 1 27 Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку 1 28 Права и обязанности ребенка в семье 1 29 Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом 1 30 Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям и родственникам 1 31 Опекунство и усыновление 1 32 Права и обязанности родителей в отношении родных детей 1 33 Права и обязанности родителей в отношении детей взятых под опеку 1 34 Практическая работа по теме "Права и обязанности родителей и детей " 1 1 34 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 20 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ В процессе изучения курса «Семьеведение» учащиеся будут оцениваться и контролироваться с целью проверки усвоения материала и развития необходимых навыков. Для этого будут использоваться различные формы контроля и оценки результатов. Ниже представлены основные формы контроля и оценки, которые могут быть использованы в процессе обучения: 1. Устный опрос: Учащимся могут задаваться вопросы на уроках, чтобы проверить их знания и понимание изучаемого материала. Опрос может быть индивидуальным или групповым. 2. Письменные работы: В ходе обучения учащимся могут предлагаться задания на написание эссе, рефератов, ответов на вопросы и других письменных работ. Это позволяет проверить их способность анализировать и выражать свои мысли. 3. Практические работы: закрепляют изученный раздел материала и дает возможность сделать анализ усвоение учеником пройдѐнного раздела. 4. Проектная деятельность: Учащиеся могут выполнять проекты, связанные с изучаемым материалом. Проекты позволяют развивать творческое мышление, исследовательские навыки и умение работать в команде. Оценка проектов может осуществляться по критериям, заранее обговоренным с учащимися. 5. Работа с источниками: Учащимся могут предлагаться задания на анализ и интерпретацию различных источников, таких как научные статьи, книги, фильмы и интернет-ресурсы. Это поможет развить навыки критического мышления и оценки информации. 6. Обсуждение и дебаты: Учащиеся могут принимать участие в обсуждении и дебатах по актуальным темам, связанным с семьеведением. Это поможет развить навыки аргументации, умение выступать публично и слушать других. 7. Портфолио: Учащиеся могут создавать портфолио, в котором будут собираться их работы, проекты, рефлексии и самооценка. Портфолио позволяет учащимся отслеживать свой прогресс и демонстрировать свои достижения. Все формы контроля и оценки результатов имеют свои преимущества и могут использоваться в разных ситуациях. Они позволяют учащимся продемонстрировать свои знания, навыки и понимание изучаемого материала. Важно, чтобы оценка была объективной, справедливой и позволяла учащимся развиваться и совершенствоваться. 21