РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
для обучающихся 10-11 классов
Талица 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для
10–11 классов составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья –
основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и
воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта
новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством
образования.
Образование
становится
средством,
обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано
решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего,
тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
2
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния
элементов деструктивной
идеологии. В этой
связи
формирование в сознании
обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных
задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов
продиктовано
важностью
целенаправленной
просветительской
и
воспитательной
деятельности, которая предполагает:
осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;
приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим
поколениям;
приобретение
обучающимися
опыта
выстраивания
моделей
поведения
и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа
предусматривает
организацию
разнообразной
деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций
и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание
в программе придается современным научнопедагогическим подходам, которые
обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую
жизненную траекторию;
рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
3
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных
терминов;
формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их
для построения собственной семьи в будущем;
содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
обеспечение
осознания
обучающимися
своей
гражданской
и
социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНЬЕ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в
рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в
качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности
обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и
запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с
4
возможностью
выбора
педагогом
различных
вариантов
учебно-методического
обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационнообразовательной
среды.
Освоение
программы
курса
может
быть
организовано
образовательной организацией во внеурочное время для 10-11 классов.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы
проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные
элементы программы позволяют организовать на их основе практическую и поисковоисследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при
реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в
краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики
(исторические,
социокультурные,
правовые,
экономические,
психологические,
нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕМЬЕВЕДЕНИЯ
Данный курс включает в себя лекционные занятия с практическими уроками. На
занятиях рассматривается темы в индивидуальном, дискуссионном и интерактивном виде.
5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Курс «Семьеведение» для 10-11 классов представляет собой комплексное изучение
семейных отношений, роли родителей и важности семьи в жизни человека и общества. В
результате изучения данного курса, учащиеся будут развивать навыки и знания,
необходимые для успешной роли родителей в будущем.
10 КЛАСС
Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем.
В этом разделе учащиеся узнают о роли детей в жизни родителей, о том, какие
ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях внутри семьи. Дети и
их значение в жизни. Что значит быть родителем? Подготовка к появлению ребенка в
семье. Зарождение новой жизни. Течение беременности. Молодая семья с первенцем.
Появление других детей, отношения. Практическая работа по теме: «Дети и их значение в
жизни: Что значит быть родителем»
Семья с детьми подросткового возраста.
В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста, роль
родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие самостоятельности и
ответственности
у
подростков.
Семья
с
детьми
подросткового
возраста.
Профессиональное становление подростка: участие родителей. Конфликты между
подростком и родителями. Выход повзрослевших детей из семьи. Практическая работа по
теме: «Семья с детьми подросткового возраста».
Развод и его последствия
В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие на семейные
отношения, а также последствия развода для детей и родителей. Факторы влияющие на
семейные отношение. Причины развода. Справления с эмоциональным стрессом после
развода. Последствия развода для детей и родителей. Практическая работа по теме:
«Развод и его последствия»
Как быть семьей?
В этом разделе рассматриваются традиционные и современные семейные роли,
равенство полов в семье и его значение для гармоничных отношений. Семья и общество.
Семейные ценности и традиции. Семейные роли и равенство. Семья и технологии. Семья
и здоровье. Семья и финансы Практическая работа по теме «Введение семейного
бюджета». Семья и межличностные отношения
6
11 КЛАСС
Как создать семью?
В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создания
семьи. Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак. Брачный возраст. Что такое
Брак. Основные нормативные акты о браке. Порядок регистрации брака в Российской
Федерации. Ограничения на регистрацию брака. Медицинское обследование лиц,
вступающих в брак. Браки российских граждан с иностранцами. Брачный договорю.
Практическая работа по теме «Регистрация Брака».
Молодая семья
В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и федеральные
программы которые помогают молодым семьям. Молодая семья - это ...? Программа
«Молодая семья». Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие при
рождении ребѐнка. Единое пособие на детей. Материнский капитал. Практическая работа
по теме «Молодая семья»
Благоприятный климат в семье
В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада
семьи. Пути выхода из возникшего конфликта. Разнообразие форм совместных семейных
дел. Важность семейных праздников. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной
семейной
жизни.
Совместный
отдых
семьей.
Практическая
работа
по
теме
«Благоприятный климат в семье».
Права и обязанности родителей и детей
В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности
супругов и их детей. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и
обязанности супругов. Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество
семьи. Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом.
Имущество, нажитое до регистрации брака. Права и обязанности ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Обязанности
совершеннолетних
детей
по
отношению
к
своим
родителям
и
родственникам. Опекунство и усыновление. Права и обязанности родителей в отношении
родных детей Права и обязанности родителей в отношении детей, взятых под опеку.
Практическая работа по теме «Права и обязанности родителей и детей».
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена
на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданское воспитание:
–готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи;
–понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
–обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
–готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
–понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2)
патриотическое воспитание:
–осознание
российской идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
–ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в
семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а
также правовых норм;
–способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание:
–восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
8
–осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
–соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
–установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
–овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
–освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
–умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные
учебные
действия
Базовые
логические действия:
–
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
–
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
–
делать
выводы
с
использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
9
–
проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных
связей и зависимостей объектов между собой;
–
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
–
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
–
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
–
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
–
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
–
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
–
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
–
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
–
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение
социальных знаков;
–
знать и
распознавать предпосылки
конфликтных
ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
–
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
10
–
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
–
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
–
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
–
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
–
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
–
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
–
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);
–
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
–
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
–
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
–
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
–
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–
оценивать соответствие результата цели и условиям;
–
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
11
–
регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
–
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
–
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
–
уметь обобщать мнения нескольких людей;
–
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
–
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
–
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной
сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных
норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
–
осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую
духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории
народов России;
12
–
формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
–
умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений
с
использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
–
умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей
семьи, для написания ее родословной;
–
умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
–
умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена
–
умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том
семьи;
числе со старшими членами семьи;
–
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
–
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи;
–
(текстовой,
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
графической,
аудиовизуальной)
по
заданной
теме
из
различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
–
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями
о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
13
–
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая
вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании
семейного
бюджета.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
Наименование разделов и тем программы
Дети и их значение в жизни: Что значит быть
родителем
Семья с детьми подросткового возраста
Развод и его последствия
Как быть семьей?
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество
часов
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
10
В этом разделе учащиеся узнают
о роли детей в жизни родителей, о
том, какие ответственности лежат
на плечах родителей и о
взаимоотношениях внутри семьи.
Письменные
работы
8
В этом разделе рассматриваются
особенности подросткового
возраста, роль родителей в
поддержке и воспитании
подростков, а также развитие
самостоятельности и
ответственности у подростков.
Письменные
работы
4
В этом разделе рассматриваются
причины развода, факторы,
влияющие на семейные
отношения, а также последствия
развода для детей и родителей.
Письменные
работы
12
В этом разделе рассматриваются
традиционные и современные
семейные роли, равенство полов в
семье и его значение для
гармоничных отношений.
Письменные
работы
34
15
11 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и тем программы
Как создать семью?
Количество
часов
Основное содержание
Основные
виды
деятельности
10
В этом разделе рассматриваются
нормативные правовые аспекты
для создание семьи.
Письменные
работы
Письменные
работы
2
Молодая семья
6
В этом разделе рассматриваются
нормативные правовые аспекты
и федеральные программы
которые помогают молодым
семьям.
3
Благоприятный климат в семье
6
В этом разделе рассматриваются
все меры предостережения для
избежание распада семьи.
Письменные
работы
12
В этом разделе рассматриваются
такие вопросы такие как права и
обязанности супругов и их
детей.
Письменные
работы
4
Права и обязанности родителей и детей
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
16
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Практические
работы
Всего
1
Дети и их значение в жизни
1
2
Что значит быть родителем?
1
3
Подготовка к появлению ребенка в семье
1
4
Подготовка к появлению ребенка в семье
1
5
Зарождение новой жизни. Течение беременности
1
6
Зарождение новой жизни. Течение беременности
1
7
Молодая семья с первенцем
1
8
Молодая семья с первенцем
1
9
Появление других детей, отношения
1
10
Практическая работа по теме: "Дети и их значение в жизни: Что значит быть
родителем"
1
11
Семья с детьми подросткового возраста
1
12
Семья с детьми подросткового возраста
1
13
Профессиональное становление подростка: участие родителей
1
14
Профессиональное становление подростка: участие родителей
1
15
Конфликты между подростком и родителями
1
16
Конфликты между подростком и родителями
1
17
Выход повзрослевших детей из семьи
1
18
Практическая работа по теме: "Семья с детьми подросткового возраста"
1
19
Факторы влияющие на семейные отношение
1
20
Причины развода
1
1
1
17
21
Справления с эмоциональным стрессом после развода. Последствия развода
для детей и родителей
1
22
Практическая работа по теме: "Развод и его последствия"
1
23
Семья и общество
1
24
Семья и общество
1
25
Семейные ценности и традиции
1
26
Семейные ценности и традиции
1
27
Семейные роли и равенство
1
28
Семейные роли и равенство
1
29
Семья и технологии
1
30
Семья и здоровье
1
31
Семья и здоровье
1
32
Семья и финансы
1
33
Практическая работа по теме "Введение семейного бюджета"
1
34
Семья и межличностные отношения
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
4
18
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак
1
2
Брачный возраст
1
3
Что такое Брак
1
4
Основные нормативные акты о браке
1
5
Порядок регистрации брака в Российской Федерации
1
6
Ограничения на регистрацию брака
1
7
Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
1
8
Браки российских граждан с иностранцами
1
9
Брачный договор
1
10
Практическая работа по теме "Регистрация Брака"
1
11
Молодая семья - это ...?
1
12
Программа «Молодая семья»
1
13
Пособие по беременности и родам
1
14
Единовременное пособие при рождении ребѐнка
1
15
Единое пособие на детей. Материнский капитал
1
16
Практическая работа по теме "Молодая семья"
1
17
Пути выхода из возникшего конфликта
1
18
Разнообразие форм совместных семейных дел
1
19
Важность семейных праздников
1
20
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни
1
21
Совместный отдых семьей
1
22
Практическая работа по теме "Благоприятный климат в семье"
1
Практические
работы
1
1
1
19
23
Личные права и обязанности супругов
1
24
Имущественные права и обязанности супругов
1
25
Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи
1
26
Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным
имуществом
1
27
Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей,
взятых под опеку
1
28
Права и обязанности ребенка в семье
1
29
Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и
распоряжение имуществом
1
30
Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям
и родственникам
1
31
Опекунство и усыновление
1
32
Права и обязанности родителей в отношении родных детей
1
33
Права и обязанности родителей в отношении детей взятых под опеку
1
34
Практическая работа по теме "Права и обязанности родителей и детей "
1
1
34
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе изучения курса «Семьеведение» учащиеся будут оцениваться и
контролироваться с целью проверки усвоения материала и развития необходимых навыков.
Для этого будут использоваться различные формы контроля и оценки результатов.
Ниже представлены основные формы контроля и оценки, которые могут быть
использованы в процессе обучения:
1. Устный опрос: Учащимся могут задаваться вопросы на уроках, чтобы проверить их
знания и понимание изучаемого материала. Опрос может быть индивидуальным или
групповым.
2. Письменные работы: В ходе обучения учащимся могут предлагаться задания на
написание эссе, рефератов, ответов на вопросы и других письменных работ. Это позволяет
проверить их способность анализировать и выражать свои мысли.
3. Практические работы: закрепляют изученный раздел материала и дает возможность
сделать анализ усвоение учеником пройдѐнного раздела.
4. Проектная деятельность: Учащиеся могут выполнять проекты, связанные с
изучаемым
материалом.
Проекты
позволяют
развивать
творческое
мышление,
исследовательские навыки и умение работать в команде. Оценка проектов может
осуществляться по критериям, заранее обговоренным с учащимися.
5. Работа с источниками: Учащимся могут предлагаться задания на анализ и
интерпретацию различных источников, таких как научные статьи, книги, фильмы и
интернет-ресурсы. Это поможет развить навыки критического мышления и оценки
информации.
6. Обсуждение и дебаты: Учащиеся могут принимать участие в обсуждении и дебатах
по актуальным темам, связанным с семьеведением. Это поможет развить навыки
аргументации, умение выступать публично и слушать других.
7. Портфолио: Учащиеся могут создавать портфолио, в котором будут собираться их
работы, проекты, рефлексии и самооценка. Портфолио позволяет учащимся отслеживать
свой прогресс и демонстрировать свои достижения.
Все формы контроля и оценки результатов имеют свои преимущества и могут
использоваться в разных ситуациях. Они позволяют учащимся продемонстрировать свои
знания, навыки и понимание изучаемого материала. Важно, чтобы оценка была объективной,
справедливой и позволяла учащимся развиваться и совершенствоваться.
21