РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 6129113) учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса Талица 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчѐркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всѐ это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных 2 культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и еѐ ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; 5 совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; 6 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учѐтом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, 7 российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению еѐ результатов; 8 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский 9 патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; 10 называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Россия — наша Родина 2 Культура и религия. Введение в православную духовную традицию 3 Во что верят православные христиане 4 Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 5 Отношение к труду. Долг и ответственность 6 Милосердие и сострадание Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 http:// schoolcollection. edu 2 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 4 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 4 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 2 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 2 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 7 Православие в России 5 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 8 Православный храм и другие святыни 3 clever-lab.pro http:// 12 school-collection. edu . Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 9 10 Христианская семья и еѐ ценности 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 6 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 3 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 2 clever-lab.pro http:// school-collection. edu . 34 0 0 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всег о Контрольн ые работы Практическ ие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-po-orkse-natemu-rossiya-nasha-rodina-1607623.html 1 Россия — наша Родина 1 2 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 8 3 Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики 1 https://infourok.ru/prezentaciya-orkse-4-klass-gosudarstvo-imoral-grazhdanina-6027649.html 4 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек 8 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/04/22/urok-orkse-po-teme-obraztsynravstvennosti-v-kulture-otechestva 5 Праздники как одна из форм исторической памяти 2 1 1 https://uchitelya.com/orkse/34407-prezentaciya-prostyeshkolnye-pravila-etiketa-4-klass.html 1.https://infourok.ru/prezentaciya-semeynie-prazdniki-kakodna-iz-form-istoricheskoy-pamyati-1566981.html 2.https://nsportal.ru/nachalnaya14 shkola/orkse/2014/11/05/konspekt-uroka-po-orksesemeynye-prazdniki-4-klass 6 Семейные ценности. Этика семейных отношений 1 https://infourok.ru/semejnaya-moral-i-osnovnye-kategoriisemejnoj-etiki-6709887.html 7 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства 3 https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-trudovaiamoral-4-klass.html 8 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствовани я 6 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2016/05/31/konspekt-uroka-v-4-klasse-poorkse-na-temu-chto-znachit-byt 2 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/12/17/konspekt-uroka-prezentatsiya-poorkse-etika-i-etiket-v-4-klasse 2 https://www.youtube.com/watch?v=j89IKSZxeS8 embeds_referring_euri=https%3A%2F%2Fyastatic.net%2Fv ideo-player%2F0x0550a6eaa6c%2Fpagescommon%2Fyoutube%2Fyoutube.html source_ve_path=Mjg2NjY feature=emb_logo 9 Этикет 10 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионально го народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 2 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всег о Контрольн ые работы Практичес кие работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 https://infourok.ru/prezentaciya-ikonspekt-po-orkse-na-temurossiya-nasha-rodina1607623.html 2 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 https://uchitelya.com/orkse/34407prezentaciya-prostye-shkolnyepravila-etiketa-4-klass.html 3 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 4 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 1 Россия — наша Родина 16 5 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 6 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 7 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 8 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 1 9 Этика и еѐ значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные 1 1 17 ценности, идеалы, принципы 10 Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики 1 https://infourok.ru/prezentaciyaorkse-4-klass-gosudarstvo-i-moralgrazhdanina-6027649.html 11 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/04/22/urokorkse-po-teme-obraztsynravstvennosti-v-kultureotechestva 12 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 1 13 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 1 14 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. 1 18 Природа и человек. 15 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 16 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 1 17 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 1 18 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек. 1 19 Праздники как одна из форм исторической памяти 1 20 Праздники как одна из форм исторической памяти 1 https://infourok.ru/semejnayamoral-i-osnovnye-kategoriisemejnoj-etiki-6709887.html 21 Семейные ценности. 1 https://multiurok.ru/index.php/files 1 https://infourok.ru/prezentaciyasemeynie-prazdniki-kak-odna-izform-istoricheskoy-pamyati1566981.html 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2014/11/05/konspekturoka-po-orkse-semeynyeprazdniki-4-klass 19 Этика семейных отношений /prezentatsiia-trudovaia-moral-4klass.html 22 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательств а 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2016/05/31/konspekturoka-v-4-klasse-po-orkse-natemu-chto-znachit-byt 23 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательств а 1 24 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательств а 1 25 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствова ния. 1 26 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствова 1 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2017/12/17/konspekturoka-prezentatsiya-po-orkseetika-i-etiket-v-4-klasse 20 ния. 27 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствова ния. 1 28 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствова ния. 1 29 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствова ния. 1 30 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствова ния. 1 31 Этикет 1 https://www.youtube.com/watch?v =j89IKSZxeS8 embeds_referring_euri=https%3A 21 %2F%2Fyastatic.net%2Fvideoplayer%2F0x0550a6eaa6c%2Fpag escommon%2Fyoutube%2Fyoutube. html source_ve_path=Mjg2NjY feature=emb_logo 32 Этикет 1 33 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональ ного народа России 1 34 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональ ного народа России 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 2 22 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Н. М. Брунчукова, А. А. Шемшурин, Р. Н. Демин., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Примерные рабочие программы начального общего образования «Основы религиозных культур и светской этики» / Институт стратегии развития образования российской академии образования – М., 2024 Учебник Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс» Катышева, И. Б.Основы светской этики. Методическое пособиек учебнику А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой,Р. Н. Демина и др. «Основы светской этики. 4 кл.» / И. Б. Катышева, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой. — М.: Дрофа, (Российский учебник). Рабочая тетрадь. А. И Шемшурина «Основы светской этики. 4 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы; 2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов; 3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам; 5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по школьной программе; 6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры; 7. Электронные учебники издательства ―Просвещение‖ (https://media.prosv.ru/) 23