1. Пояснительная записка. 1.1. Рабочая программа воспитания МКОУ «Талицкая СОШ №1» начального общего образования (далее -Программа воспитания) основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для основного общего и среднего общего образования. 1.2. Программа воспитания: ➢ предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательном учреждении; ➢ разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе совета обучающихся, совета родителей (законных представителей); ➢ реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; ➢ предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; ➢ предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. 1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. 1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 2. Целевой раздел. 2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательном учреждении определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: ➢ развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; ➢ формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 2.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации: ➢ усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); ➢ формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); ➢ приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; ➢ достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО. 2.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: ➢ осознание российской гражданской идентичности; ➢ сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; -готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ➢ наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; ➢ сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 2.6. Воспитательная деятельность в МКОУ «Талицкая СОШ №1» планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. 2.9. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. 2.9.1. Гражданско-патриотическое воспитание: ➢ знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении; ➢ сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам; ➢ понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства; ➢ понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение; ➢ имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях; ➢ принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. 2.9.2. Духовно-нравственное воспитание: ➢ уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности; ➢ сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека; ➢ доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших; ➢ умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки; ➢ владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; ➢ сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. 2.9.3. Эстетическое воспитание: ➢ способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей; ➢ проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре; ➢ проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. 2.9.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: ➢ бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; ➢ владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ➢ ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; ➢ сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. 2.9.5. Трудовое воспитание: ➢ сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества; ➢ проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление; ➢ проявляющий интерес к разным профессиям; ➢ участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. 2.9.6. Экологическое воспитание: ➢ понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду; ➢ проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; ➢ выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. 2.9.7. Ценности научного познания: ➢ выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке; ➢ обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании; ➢ имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 3. Содержательный раздел. 3.1. Уклад образовательного учреждения. 3.1.1. Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад образовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. 3.1.2. Основные характеристики. Организация воспитательной деятельности в МКОУ «Талицкая СОШ №1 №1» опирается на школьный уклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений. Характеристика уклада образовательного учреждения. Характеристика Описание уклада школы Основные характеристики уклада школы Основные вехи истории образовательной Талицкая средняя школа №1 – одно из организации, выдающиеся события, деятели старейших учебных заведений городского в ее истории. округа. Она открылась в 1922 году в школьном здании бывшего пятиклассного училища, организованного в 1863 году и Цель образовательной организации в самосознании её педагогического коллектива. называлась советская трудовая семилетняя школа. Современное здание школы построено в 1993 году. Школа всегда славилась своими учителями. Особо надо отметить отличников народного просвещения, почётных работников образования РФ: Ситларов Зараб Анварович - учитель физики, Кискина Татьяна Николаевна – учитель биологии, Шерстнякова Светлана Степановна – учитель географии. Звание «Учитель года» было присвоено учителю русского языка и литературы Пятовой Елене Александровне. Учителя школы награждены Почётными грамотами Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области и Российской Федерации. Выпускники Талицкой школы №1 поступают в престижные учебные заведения: МГУ имени Ломоносова, Московский технический университет имени Баумана, Московская государственная академия, Уральский Федеральный университет имени Б. Ельцина и другие. Коллектив школы сегодня считает, что важно знать и уважать не только достижения школы, но и то, как всё это воплощается в жизни её выпускников. Школа социально ответственного интеллекта, гибкого ума, высокой нравственности, здоровья, построенная на принципах взаимоуважения, свободы, ценности знания. Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в образовательной Основу воспитательной системы организации, составляющие основу составляют мероприятия, приуроченные к важным датам и государственным воспитательной системы. праздникам: День знаний День солидарности в борьбе с терроризмом Туристический слёт Кросс нации Месячник безопасности День пожилого человека День учителя Традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в образовательной организации. Социальные партнеры образовательной организации, их роль, возможности в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности День самоуправления Месячник ГО и ЧС День Матери День Героев России День неизвестного солдата Акция «10000 добрых дел» Месячник защитника Отечества Военно-спортивная игра «Зарница» Лыжня России 8 Марта – Международный женский день День космонавтики Тематический урок ОБЖ День защиты детей День Победы 9 мая Смотр строя и песни «Хорош в строю – силён в бою!» Последний звонок День защиты детей День России Выпускной бал Школа имеет свои традиции. Рабочая неделя начинается линейкой, на которой поднимается флаг РФ, исполняется Гимн РФ. На линейке озвучиваются значимые события предстоящей недели. Заканчивается неделя такой же линейкой, где происходит спуск государственного флага. На этой линейке подводятся итоги прошедшей недели, награждения обучающихся за достигнутые успехи. Для проведения линейки на первом и втором этажах школы оборудованы уголки с Государственной символикой. Такие уголки оформлены и в каждом учебном кабинете. МКОУ «Талицкая СОШ №1» расположена в центре города Талица. Обучающиеся школы имеют возможность получать дополнительное образование в специальных учебных заведениях: МКУ ДО «Дворец творчества» Талицкая детская школа искусств, МКУ ДО «Дворец творчества» «Академия детства», МКДО ТГО «Талицкая спортивная школа имени Ю.В. Исламова». Также в школе функционирует Центр цифрового и гуманитарного Значимые для воспитания проекты и программы, в которых образовательная организация уже участвует или планирует участвовать (федеральные, региональные, муниципальные, международные, сетевые и другие), включенные в систему воспитательной деятельности. профилей «Точка роста», что позволяет расширять воспитательные возможности школы. Социальными партнёрами школы являются: -Музей Н.И. Кузнецова; - РИКДЦ «Юбилейный»; - Центральная районная библиотека имени Поклевских-Козелл; - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Талицкого района; -ТКДН, ПДН; - ОМВД России по Талицкому району; - МЧС России по Талицкому району; - Талицкое отделение ВДПО; - Совет ветеранов города Талица. Особо значимые проекты школы, включенные в воспитательную систему: -Историко-патриотический клуб «Разведчик» имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова является членом ВВПОД «Юнармия» Свердловской области с 2017 года. -Кадетский класс ВДПО успешно функционирует в течение четырёх лет. -Кадетские полицейские классы гражданско-правовой направленности организованы в январе 2019 года. Формирование активной гражданской позиции – основная цель комплекса занятий, разработанных сотрудниками ОМВД России по Талицкому району. -Волонтёрское движение «Сердцебиение» выполняет функцию объединения обучающихся, готовых к добрым поступкам в отношении окружающих. -ЮИДД «Светофор» успешно функционирует много лет. - ДЮП «01» действует с 1995 года; -Эколого-туристический отряд «Следопыт» организован в 2015 году. Экологическая акция «Планета без отходов» по сбору макулатуры и пластика, которую проводит отряд два раза в течение учебного года, стала традиционной. В мае 2023 года в школе организована Реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие "уникальность" образовательной организации; результаты их реализации, трансляции в системе образования. Наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике. первичная ячейка «Движения первых», в которую включились все общественные объединения школы. - С 2021 года функционирует школьный спортивный клуб «Школьная спортивная лига». Успешный опыт развития юнармейского движения распространился на другие школы города и района. Творческие коллективы занимают призовые места в муниципальных и областных конкурсах. Опыт экологических мероприятий по сбору макулатуры и пластика, по очистке территорий распространился не только на обучающихся и их родителей, но и на окружающее сообщество. Для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности необходимо усилить работу по профилактике вредных привычек. Привлечь к решению этой задачи родительское сообщество, общественные организации. 3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. 3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются, представляются по модулям. 3.2.2. Модуль "Урочная деятельность". Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: ➢ установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; ➢ побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; ➢ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; ➢ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; ➢ применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; ➢ включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; ➢ организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; ➢ инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.2.3. Модуль "Курсы внеурочной деятельности". Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: ➢ вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; ➢ формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; ➢ создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; ➢ поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; ➢ поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Научно-познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Общекультурная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Социальная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Спортивная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. 3.2.4. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог, классный руководитель, организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: ➢ инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; ➢ организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; ➢ проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; ➢ сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; ➢ принятие, совместно со школьниками, законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: ➢ изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников; ➢ поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; ➢ индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; ➢ коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: ➢ регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; ➢ помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; ➢ организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; ➢ создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; ➢ привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; ➢ организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.2.5. Модуль «Основные общешкольные дела". Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: На внешкольном уровне: ➢ социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школшкольниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума; ➢ тематические встречи – регулярно организуемый комплекс встреч с представителями социума (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны; ➢ открытые мероприятия - проводятся совместно с жителями микрорайона, семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих; ➢ всероссийские, муниципальные, акции, посвященные значимым отечественным и международным событиям. На школьном уровне: -общешкольные тематические события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости. -традиционные общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы. -торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. -церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: ➢ выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; ➢ участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; ➢ проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: ➢ вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); ➢ индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; ➢ наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; ➢ при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2.6. Модуль "Внешкольные мероприятия". Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуется путём организации: ➢ общих внешкольных мероприятий, в том числе организуемых совместно с социальными партнерами образовательной организации; ➢ внешкольных тематических мероприятий воспитательной направленности, организуемых педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; ➢ экскурсий, походов выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и другое), организуемых в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; ➢ литературных, исторических, экологических и других походов, экскурсий, экспедиций, слётов и других, организуемых педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого; ➢ выездных событий, включающих в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. 3.2.7. Модуль "Организация предметно-пространственной среды". Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии её грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на школьника осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: ➢ оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; ➢ размещение на стендах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе; ➢ озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; ➢ благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; ➢ событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); ➢ совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; ➢ регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); ➢ акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.2.8. Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)". Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: ➢ общешкольный родительский комитет, Совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; ➢ семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; ➢ родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; ➢ родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; ➢ общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; ➢ семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; ➢ родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: ➢ работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; ➢ участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; ➢ помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; ➢ индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3.2.9. Модуль "Самоуправление". Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: ➢ через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; ➢ через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий; ➢ через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий; ➢ через деятельность школьной службы примирения. На уровне классов: ➢ деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; ➢ деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса; ➢ организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных поручений. На индивидуальном уровне: ➢ вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; ➢ реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по выполнению ответственных поручений одноклассников и классного руководителя. 3.2.10. Модуль "Профилактика и безопасность". Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательном учреждении реализуется через: ➢ организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; ➢ проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов; ➢ разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; ➢ вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении; ➢ организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; ➢ профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности. 3.2.11. Модуль "Социальное партнерство". Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: ➢ участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие); ➢ участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; ➢ проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; ➢ проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; ➢ реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. 3.2.12. Модуль "Профориентация". Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: ➢ циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; ➢ экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. 4. Организационный раздел. 4.1. Кадровое обеспечение. В образовательной организации, приняты решения, в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и других). Воспитательную работу в образовательной организации ведёт заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию и старший вожатый. Функционал каждого сотрудника определён должностными инструкциями. 4.2. Нормативно-методическое обеспечение. Администрацией школы, педагогическим Советом, на уровне образовательной организации, приняты, внесены необходимые изменения в должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с социальными партнерами, нормативному, методическому обеспечению воспитательной деятельности. https://1tal.uralschool.ru/upload/sc1tal_new/files/36/c7/36c7a3b11ed93eb6eb45ae3098f84 711.pdf https://1tal.uralschool.ru/upload/sc1tal_new/files/5e/40/5e40cf6af5fe680f94f65603989c7d8 f.pdf https://1tal.uralschool.ru/upload/sc1tal_new/files/4c/0b/4c0b4c1c1123509caecdfa149538ed 7b.pdf 4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. 4.3.1. Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой нозологической группы. 4.3.2. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одаренных, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия (описываются эти условия). 4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности. 4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов; личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. 4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. 4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). 4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. 4.4.4. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями. 4.4.5. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 4.4.6. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в образовательной организации. 4.5. Анализ воспитательного процесса. 4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС НОО. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. 4.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. 4.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: ➢ взаимное уважение всех участников образовательных отношений; ➢ приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; ➢ развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); ➢ распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития. 4.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации, контингента обучающихся и другого). 4.5.5. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 4.5.6. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. 4.5.7. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. 4.5.8. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. 4.5.9. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 4.5.10. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. 4.5.11. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. 4.5.12. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся. 4.5.13. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. 4.5.14. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. 4.5.15. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу): ➢ реализациия воспитательного потенциала урочной деятельности; ➢ организуемой внеурочной деятельности обучающихся; ➢ деятельности классных руководителей и их классов; ➢ проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; ➢ внешкольных мероприятий; ➢ создания и поддержки предметно-пространственной среды; ➢ взаимодействия с родительским сообществом; ➢ деятельности ученического самоуправления; ➢ деятельности по профилактике и безопасности; ➢ реализации потенциала социального партнерства; ➢ деятельности по профориентации обучающихся. 4.5.16. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. 4.5.17. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в образовательной организации.