Приложение 1 РП Родная (русская) литература 10-11 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (русская) литература»
для обучающихся 10-11 классов

Талица 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа среднего общего образования по учебному
предмету «Родная (русская) литература» составлена в соответствии с
реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г № 317-ФЗ „О внесении
изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации―» на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы

среднего общего образования,

представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего
образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г
№732

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательный стандарт среднего общего образования, утверждѐнный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г № 413»), а также Примерной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций с учѐтом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждѐнной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р).
Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Родная

(русская)

литература» среднего общего образования разработана с целью сохранения и
развития культурного и языкового разнообразия многонационального народа
Российской Федерации,

формирования

российской

гражданской

идентичности обучающихся (Указ Президента РФ от 06 12 2018 г № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
РФ на период до 2025 года, утверждѐнную Указом Президента РФ от 19 12
2012 г № 1666»), реализации права на изучение родного русского языка, на
сохранение русской культурной доминанты, присущей всем народам,
населяющим Российскую Федерацию.
Методологической

основой

для

разработки

требований к

личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся,
2

осваивающих рабочую программу среднего общего образования по учебному
предмету «Родная (русская) литература», является системно-деятельностный
подход, нацеленный на активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся,

на

формирование

готовности

старшеклассников

к

саморазвитию и непрерывному образованию, на овладение ими духовными
ценностями и культурой многонационального народа России.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»
позволяет реализовать

современные подходы

к

формированию

личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, ФОП СОО, определить содержание учебного
курса и распределить его на два года обучения, разработать календарнотематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного класса,
используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на
изучение определѐнного раздела/темы, а также предложенные основные
виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем
курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
(РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной
художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций
гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир
школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога
культур.

Гуманистический

потенциал

русской

литературы

позволяет

рассматривать еѐ как общенациональную российскую ценность, как средство
3

воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и
культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная
литература», учебный предмет «Родная (русская) литература» тесно связан с
предметом «Родной (русский) язык» и способствует обогащению речи
школьников,

развитию

их

речевой

культуры,

коммуникативной

(русская)

литература»

и

межкультурной компетенций.
Учебный

предмет

«Родная

также

непосредственно связан с предметом «Литература» из предметной области
«Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в
формирование

у

обучающихся

культуры

восприятия

и

понимания

литературных текстов, освоение ими современных читательских практик.
Вместе с тем учебный предмет

«Родная (русская) литература»

имеет

специфические особенности, отличающие его от учебного предмета
«Литература» и обусловленные:
отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко
выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим
проблематика (человек в круговороте истории России, загадочная русская
душа, духовные основы русской культуры, человек в поисках счастья);
построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими
блоками;
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи
создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная (русская) литература» не повторяет
содержание курса «Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности
обучающихся 10—11 классов в изучении родной русской литературы как
особого, эстетического средства познания русской национальной культуры и
самореализации в ней. В курс родной русской литературы включены
4

значительные произведения русской классики и современной литературы,
наиболее ярко воплотившие национальные особенности русской литературы
и культуры.
В

рабочей

литература»

программе

для

учебного

среднего

общего

предмета

«Родная

образования

(русская)

прослеживается

преемственность как с курсом «Родная (русская) литература» для основного
общего образования (в области концептуальных основ, целей и задач,
принципа отбора произведений), так и с курсом «Литература» предметной
области «Русский язык и литература» в 10—11 классах (по целям и задачам
литературного образования в целом, осмыслению поставленных в литературе
проблем, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка
литературных произведений, основам литературоведения и др.).
Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература»
для среднего общего образования строится на сочетании проблемнотематического, историко-литературного и хронологического принципов.
Содержание программы для каждого класса включает произведения русской
классики и современной литературы, которые актуализируют вечные
проблемы и ценности в контексте этнокультурных традиций русского
народа.
В программе курса родной русской литературы для 10 класса
выделяются три содержательные линии, представляющие собой проблемнотематические блоки, внутри которых содержание структурировано на основе
историко-литературного и хронологического принципов:
—

«Времена не выбирают»;

—

«Тайны русской души»;

—

«В поисках счастья».

Программа курса родной русской литературы для 11 класса также
включает

три

содержательные

линии,

в

которых

прослеживается

продолжение заявленных в предыдущем классе тем и проблем:
—

«Человек в круговороте истории»;
5

—

«Загадочная русская душа»;

—

«Существует ли формула счастья?».

В

тематические

произведения

с

блоки

ярко

программы

выраженными

включены

литературные

национально-специфическими

явлениями, образами и мотивами, отражѐнными средствами других видов
искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать
связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА»
Программа
ориентирована

учебного
на

предмета

сопровождение

и

«Родная

(русская)

поддержку

литература»

учебного

предмета

«Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной
области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а
также особенностями функционирования русского

языка и русской

литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная (русская) литература» должно обеспечить
достижение следующих целей:
формирование представлений о роли и значении родной литературы в
жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части русской культуры;
включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной
литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому
языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;
формирование представлений о тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением
личности;
6

расширение

представлений

художественном

отражении

о

родной

русской

традиционных

литературе

как

духовно-нравственных

российских и национально-культурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении
следующих взаимосвязанных учебных задач:
расширение представлений о художественной литературе как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
обеспечение
самосознания,

культурной

чувства

самоидентификации,

патриотизма,

культурную идентичность

и

национального

формирующих

национально-

способность к межэтническому диалогу (на

основе развития способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);
формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как
средству познания культуры своего народа и других культур на основе
многоаспектного диалога, как форме приобщения к литературному наследию
и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому
способу

познания

причастности

к

жизни,

культурной

самоидентификации,

истории,

традициям

своего

чувства

народа и осознания

исторической преемственности поколений;
формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих
художественную картину мира, ключевых проблемах произведений русской
литературы;
развитие

умения

выявлять

идейно-тематическое

содержание

произведений разных жанров;
формирование

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного
смыслового

и

эстетического

анализа

художественных

текстов

и

познавательной учебной проектно-исследовательской деятельности;
7

развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно
прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной
основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том
числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и
применением различных форм работы в медиапространстве;
использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; творчески
перерабатывать

художественные

высказывания,

содержащие

тексты,

создавать

аргументированные

собственные
суждения

и

самостоятельную оценку прочитанного.
МЕСТО

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

(РУССКАЯ)

ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «Родная (русская)
литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на
изучение русского языка, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

(РУССКАЯ)

ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Раздел 1. Времена не выбирают
Враг этот был — крепостное право
Л.Н. Толстой «Утро помещика» (фрагменты), Н.С. Лесков «Житие
одной бабы» (фрагменты).
8

Хождение в народ
В.Г. Короленко «Чудная».
Время — это испытанье
В.С. Высоцкий «Оплавляются свечи…».
Раздел 2. Тайны русской души
Русский Гамлет
И.С. Тургенев «Гамлет Щигровского уезда».
Не стоит земля без праведника
Н.С. Лесков «Пигмей».
Любовью всѐ спасается
Ф.М. Достоевский «Столетняя». А.П. Чехов «Душечка».
Раздел 3. В поисках счастья
Не накажи меня подобным счастьем
Н.Г. Помяловский «Мещанское счастье» (фрагменты).
И безумно, мучительно хочется счастья
С.Я. Надсон. Стихотворение «Я вчера ещѐ рад был отречься от
счастья…».
Главное — перевернуть жизнь
А.П. Чехов. Рассказ «Невеста».
На свете счастье есть
А. Я. Яшин «Первый гонорар». Ю.В. Буйда «Свинцовая Анна». Г.И.
Полонский «Доживѐм до понедельника».
11 КЛАСС
Раздел 1. Человек в круговороте истории
На далѐкой Гражданской
9

М.И. Цветаева «Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!». Н.Н.
Асеев «Марш Будѐнного». М.А. Волошин «Гражданская война».
Жить вне России
В.В. Набоков «Бритва».
Лагерь — отрицательная школа
В.Т. Шаламов «Дождь».
Я не участвую в войне — она участвует во мне
А. Платонов «Взыскание погибших». Ю.П. Кузнецов «Возвращение»
(«Шѐл отец, шѐл отец невредим…»). Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что
я там был…».
Россия — это совесть
И. Грекова «Скрипка Ротшильда».
Раздел 2. Загадочная русская душа
Любовь и милосердие
В.В. Вересаев «Марья Петровна». Н.А. Тэффи «Дэзи».
Бывает всѐ на свете хорошо
А.Г. Битов «Солнце».
Дорогие мои старики
Б.П. Екимов Рассказы «Родня».
Бессмертно всѐ
А.А.

Тарковский

«Вот

и

лето

прошло…»,

«Жизнь,

жизнь»

(«Предчувствиям не верю, и примет…»).
Раздел 3. Существует ли формула счастья?
И надо спешить жить
М.А. Светлов «Гренада».
В чѐм заключается счастье?
М.М. Зощенко «Счастье».
10

Если б я мог вернуть рассвет!
В.О. Богомолов «Сердца моего боль».
А счастье всюду
В.М. Сотников «Совпадение». Т.Е. Веденская «Сияющие аметисты».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
образования

по

результаты
родной

освоения

программы

среднего

общего

(русской) литературе достигаются в единстве

учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными

ценностями,

отражѐнными

в

произведениях

русской

литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы
по родной (русской) литературе для среднего общего образования должны
отражать готовность и

способность обучающихся

руководствоваться

сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,

позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
11

гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических, демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений родной (русской) литературы и литератур народов
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному

наследию,

памятникам,

традициям

народов

России,

достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражѐнным в художественных произведениях;

12

идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
русской литературы;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, отражѐнных в
произведениях родной (русской) литературы и литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе
и при анализе литературного произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с
традициями народов России, в том числе отражѐнными в литературных
произведениях;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического

творчества,

спорта,

способность

воспринимать

труда,

различные

общественных

виды

искусства,

отношений;
традиции

и

творчество русского и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства, в том числе художественной литературы;
убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том
числе русского фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по родной (русской) литературе;
физического воспитания:
сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью;
13

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке поведения и
поступков литературных героев;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том
числе воспитанные на положительных примерах из художественной
литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный
собственные

жизненные

выбор будущей
планы,

в

профессии и

том

числе

реализовывать

ориентируясь

на

профессиональный выбор и поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к
продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической

культуры,

понимание влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе
на основе осмысления идейно-тематического содержания родной (русской)
литературы и литератур народов России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на
основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной
литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе на основе интерпретации литературных произведений; умение
14

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение

опыта

деятельности

экологической

направленности,

представленной в произведениях родной литературы (русской);
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур

и

литератур, способствующего осознанию своего

места в

поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные
темы, индивидуально и в группе.
В

процессе

обучающимися
программу

достижения

личностных

программы

среднего

родной

литературе

по

совершенствуется

общего

результатов

освоения

образования,

включая

(русской),

эмоциональный

интеллект,

включающего

способность

у

обучающихся
предполагающий

сформированность:
самосознания,

понимать

своѐ

эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность

за

своѐ

поведение,

способность адаптироваться к

эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
15

эмпатии,

включающей

способность

понимать

эмоциональное

состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего
общего образования по родной (русской) литературе должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему

в

произведениях художественной литературы, рассматривать еѐ всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых

явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родной (русской) литературе;
16

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе с опорой на собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе материала по родной литературе (русской), навыками разрешения
проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания по родной
литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
владеть
терминологией,

принципами
ключевыми

научного
понятиями

типа
и

мышления,
методами

научной

современного

литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях с учѐтом собственного читательского
опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу еѐ
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в том
числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;

17

уметь переносить знания, в том числе полученные в результате
изучения произведений родной (русской) литературы, в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию

и

интерпретацию информации различных видов и форм представления при
освоении программы курса родной (русской) литературы;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе,
доклад, реферат, аннотация и др.) с учѐтом назначения информации и
целевой

аудитории,

выбирая

оптимальную

форму

представления

и

визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой
информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
технологий

в

средства

информационных

решении

когнитивных,

и

коммуникационных
коммуникативных

и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на
уроке родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности по
предмету;
18

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках родной литературы (русской);
аргументированно

вести

диалог,

уметь

смягчать

конфликтные

ситуации;
развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств в процессе анализа литературного произведения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе
(русской);
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели

совместной

деятельности,

организовывать и

координировать действия по еѐ достижению: составлять план действий,
распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету
«Родная (русская) литература»;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
19

деятельности, включая освоение про- граммы курса родной (русской)
литературы, и в жизненных ситуациях;
самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учѐтом

имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе отображѐнным в
художественном произведении;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
опорой на читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом знаний по родной (русской)
литературе;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской)
литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный
уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений
курса родной (русской) литературы;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности, в том числе на занятиях по учебному предмету «Родная
(русская) литература»;
3) принятие себя и других:
20

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том
числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в произведениях родной
(русской) литературы;
признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на
литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека,
используя знания по учебному предмету «Родная (русская) литература».
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Родная (русская) литература должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении родной
литературы в жизни человека и общества; включение в культурноязыковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного
отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры
своего народа;
2)

осознание

интеллектуальным,

тесной

связи

между

духовно-нравственным

языковым,

литературным,

становлением

личности;

понимание родной (русской) литературы как художественного отражения
традиционных

духовно-нравственных

российских

и

национально-

культурных ценностей;
3) сформированность устойчивой мотивации к систематическому
чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на
основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним; как
форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
21

4) понимание родной (русской) литературы как особого способа
познания

жизни,

культурной

самоидентификации;

сформированность

чувства причастности к истории, традициям своего народа; осознание
исторической преемственности поколений;
5) понимание ключевых проблем произведений родной (русской)
литературы, сопоставление их с текстами литератур народов России и
зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
6) владение умениями филологического анализа художественного
текста; выявление базовых концептов национального языка, создающих
художественную картину мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом, семья,
очаг

и

др.;

сформированность

представлений

об

изобразительно-

выразительных возможностях языка родной (русской) литературы; свободное
использование понятийного аппарата теории литературы и др.;
7) сформированность умения

интерпретировать

изученные и

самостоятельно прочитанные произведения родной (русской) литературы на
историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других
видов

искусств,

в

том

числе с использованием информационно-

коммуникационных технологий; владение умением использовать словари и
справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем;
8)

владение

исследовательской

умениями

познавательной,

деятельности;

учебной

умением

проектно-

осуществлять

литературоведческое исследование историко- и теоретико-литературного
характера с использованием первоисточников, научной и критической
литературы, в том числе в электронном формате с применением различных
форм работы в медиапространстве;
9)
текстов,

владение умениями творческой переработки художественных
создания

собственных

высказываний,

содержащих

аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного
22

(развѐрнутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно прочитанные
произведения, сочинения, эссе, доклады, рефераты и др.).
10 КЛАСС
1) Осознавать причастность

к

отечественным

традициям, к

исторической преемственности поколений на основе установления связей
литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и
особенностями культурного развития страны в конкретную историческую
эпоху;
2)

понимать

взаимосвязь

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
осмысления произведений родной (русской) литературы второй половины
XIX — XXI в собственным интеллектуально-нравственным ростом;
3) иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение к ним;
владеть

умением

внимательно

читать,

понимать

и

самостоятельно

интерпретировать художественный текст;
4) знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений
родной (русской) литературы второй половины XIX — XXI в в аспекте
проблемно-тематических блоков «Времена не выбирают», «Тайны русской
души», «В поисках счастья»;
5) владеть умением определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания,
с современностью и традицией; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) владеть умениями осмысливать художественную картину жизни,
созданную автором в литературном произведении; выявлять в произведениях
художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своѐ
23

читательское отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) владеть умениями анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретиколитературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы, выявлять
их роль в произведении; уметь применять их в речевой практике;
8) владеть умением сопоставлять произведения родной (русской)
литературы с

их

художественными

интерпретациями в других видах

искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);
9) владеть современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования,

прочитанного

в

устной и письменной

форме,

информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объѐм
не менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания;
10)

осуществлять

самостоятельную

проектно-исследовательскую

деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с
использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и
электронных библиотечных систем.
11 КЛАСС
1) Осознавать причастность к отечественным традициям; уметь
соотносить произведения родной (русской) литературы XX — начала XXI в с
фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы как
неотъемлемой части культуры в духовном и культурном развитии общества;
2)

осознавать

взаимосвязи

между

языковым,

литературным,

интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте
24

осмысления произведений родной (русской) литературы и собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений
родной (русской) литературы ХХ — начала XXI в в аспекте проблемнотематических блоков «Человек в круговороте истории», «Загадочная русская
душа», «Существует ли формула счастья?»;
4) владеть умением определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания,
с современностью и традицией; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое

содержание

литературных

произведений;

выявлять

«сквозные темы» и ключевые проблемы родной (русской) литературы;
5) выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; свободно владеть
устной и письменной речью; участвовать в дискуссии на литературные темы;
6) владеть умениями самостоятельного анализа и интерпретации
художественных произведений в единстве формы и

содержания с

использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в
курсе литературы;
7) владеть умением самостоятельно сопоставлять произведения родной
(русской) литературы с их художественными интерпретациями в других
видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);
8) осознавать литературное произведение как явление словесного
искусства, язык художественной литературы в его эстетической функции,
определять изобразительно-выразительные средства русского языка и
комментировать их роль в художественных текстах;
9) владеть современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной
25

переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объѐм не
менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания;
10)

осуществлять

самостоятельную

проектно-исследовательскую

деятельность, работая с разными информационными источниками, в том
числе с использованием медиапространства и ресурсов традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.

26

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1.1

Враг этот был — крепостное право. Л.Н. Толстой «Утро
помещика» (фрагменты), Н.С. Лесков «Житие одной
бабы» (фрагменты)

6

0

2

1.2

Хождение в народ. В.Г. Короленко «Чудная»

3

0

1

1.3

Время — это испытанье. В.С. Высоцкий «Оплавляются
свечи…»

1

0

0

1.4

Проверочная работа

1

1

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Времена не выбирают

Итого по разделу

11

Раздел 2. Тайны русской души
2.1

Русский Гамлет. И.С. Тургенев «Гамлет Щигровского
уезда»

3

0

1

2.2

Не стоит земля без праведника. Н.С. Лесков «Пигмей»

3

0

1

2.3

Любовью всѐ спасается. Ф.М. Достоевский «Столетняя».
А.П. Чехов «Душечка»

4

0

2

2.4

Сочинение «В чем тайна русской души?»

1

0

1

27

Итого по разделу

11

Раздел 3. В поисках счастья
3.1
3.2
3.3

Не накажи меня подобным счастьем. Н.Г. Помяловский
«Мещанское счастье» (фрагменты)
И безумно, мучительно хочется счастья. С.Я. Надсон.
Стихотворение «Я вчера ещѐ рад был отречься от
счастья…».
Главное — перевернуть жизнь. А.П. Чехов. Рассказ
«Невеста».

2

0

1

1

0

0

3

0

1

3.4

Сочинение «Источник счастья»

1

0

1

3.5

На свете счастье есть
А. Я. Яшин «Первый гонорар». Ю.В. Буйда
«Свинцовая Анна». Г.И. Полонский «Доживѐм до
понедельника».

4

0

2

3.6

Проверочная работа

1

1

0

Итого по разделу

12

Повторение пройденного материала

0

0

0

Итоговый контроль (проектно-исследовательские работы,
контрольные и проверочные работы)

2

2

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

13

28

11 КЛАСС

№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1.1

На далѐкой Гражданской. М.И. Цветаева «Ox, грибок ты
мой, грибочек, белый груздь!». Н.Н. Асеев «Марш
Будѐнного». М.А. Волошин «Гражданская война»

2

0

1

1.2

Жить вне России. В.В. Набоков «Бритва»

2

0

1

1.3

Лагерь — отрицательная школа. В.Т. Шаламов «Дождь»

2

0

1

2

0

1

2

0

1

1

1

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в круговороте истории

1.4

1.5
1.6

Я не участвую в войне — она участвует во мне. А.
Платонов «Взыскание погибших». Ю.П. Кузнецов
«Возвращение» («Шѐл отец, шѐл отец невредим…»).
Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был…»
Россия — это совесть. И. Грекова «Скрипка
Ротшильда».
Проверочная работа

Итого по разделу

11

Раздел 2. Загадочная русская душа
2.1

Любовь и милосердие. В.В. Вересаев «Марья Петровна».
Н.А. Тэффи «Дэзи»

4

0

2

2.2

Бывает всѐ на свете хорошо. А.Г. Битов «Солнце»

2

0

1

2.3

Дорогие мои старики. Б.П. Екимов «Родня»

2

0

1

29

2.4

Бессмертно всѐ. А.А. Тарковский «Вот и лето
прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствиям не верю,
и примет…»)

2

0

1

2.5

Сочинение «Загадка русской души»

1

0

1

Итого по разделу

11

Раздел 3. Существует ли формула счастья?
3.1

И надо спешить жить. М.А. Светлов «Гренада»

2

0

1

3.2

В чѐм заключается счастье? М.М. Зощенко «Счастье»

3

0

1

3.3

Сочинение «Формула счастья»

1

0

1

2

0

1

3

0

1

1

1

0

3.4
3.5
3.6

Если б я мог вернуть рассвет! В.О. Богомолов «Сердца
моего боль»
А счастье всюду. В.М. Сотников «Совпадение». Т.Е.
Веденская «Сияющие аметисты»
Проверочная работа

Итого по разделу

12

Повторение пройденного материала

0

0

0

Итоговый контроль (проектно-исследовательские работы,
контрольные и проверочные работы)

2

2

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

16

30

ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Количество часов
Тема урока
Жизнь русского помещика в повести Л.Н. Толстого
«Утро помещика»
«Жалкое, бедственное положение мужиков»
в повести «Утро помещика» Л.Н. Толстого
Деревня и усадьба в повести Л.Н. Толстого «Утро
помещика»
«Самая грустная повесть о русской крестьянке» (по
повести Н.С. Лескова «Житие одной бабы»)
Роль фольклорных традиций в повести Н.С. Лескова
«Житие одной бабы»
Пространственная модель крепостной России в повести
Н.С. Лескова «Житие одной бабы»
Доброта и сострадание в рассказе В.Г. Короленко
«Чудная»
Сила духа и готовность к самопожертвованию в рассказе
В.Г. Короленко «Чудная»
Своеобразие реализма В.Г. Короленко (на примере
рассказа «Чудная»)
Тема смысла человеческой жизни в творчестве В.С.
Высоцкого (на примере стихотворения «Оплавляются
свечи…»)

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

31

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.

Проверочная работа по разделу «Времена не выбирают»
Образ Гамлета в творческом сознании И.С. Тургенева
(на примере рассказа «Гамлет Щигровского уезда»)
Образ «лишнего человека» в рассказе И.С. Тургенева
«Гамлет Щигровского уезда»
Приѐм самоиронии в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет
Щигровского уезда»
Праведники в рассказе Н.С. Лескова «Пигмей»
Тема справедливости и человечности в рассказе Н.С.
Лескова «Пигмей»
Художественное освоение житийной традиции в
творчестве Н.С. Лескова (на примере рассказа
«Пигмей»)
Образ иконописной святой в рассказе Ф.М.
Достоевского «Столетняя»
«Доброта» и «веселие сердца» в рассказе Ф.М.
Достоевского «Столетняя»
Тема любви и доверия в жизни человека (на примере
рассказа А.П. Чехова «Душечка»)
«Какою не должна быть женщина» (на примере рассказа
А.П. Чехова «Душечка»)
Сочинение «В чем тайна русской души?»
Образ разночинца и его судьба в повести Г.
Помяловского «Мещанское счастье»
Проблема осмысления судьбы образованного
интеллигентного разночинства (на примере повести Г.
Помяловского «Мещанское счастье»)
Проблема мимолетного счастья (на примере
стихотворения С.Я. Надсона «Я вчера ещѐ рад был
отречься от счастья…»)

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

32

26.

«Презираю эту праздную, бессмысленную жизнь» (по
рассказу А.П. Чехова «Невеста»)

1

0

0

27.

Уроки жизни (по рассказу А.П. Чехова «Невеста»)

1

0

0

28.

Роль пейзажа в рассказе А.П. Чехова «Невеста»

1

0

1

29.

Сочинение «Источник счастья»

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

34

2

13

30.
31.
32.
33.
34.

Уроки доброты в рассказе А.Я. Яшина «Первый
гонорар»
«Я есть то, что у меня есть: душа…» (по рассказу Ю.В.
Буйды «Свинцовая Анна»)
Образ учителя в повести Г. Полонского «Доживем до
понедельника»
Проблема личностного становления в повести Г.
Полонского «Доживем до понедельника»
Проверочная работа по разделу «В поисках счастья»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

11 КЛАСС

№
п/п

1.
2.

Количество часов
Тема урока
Тема гражданской войны в творчестве М. Цветаевой (на
примере стихотворения «Ox, грибок ты мой, грибочек,
белый груздь!»)
Крах человечности во время Гражданской войны (на
примере стихотворений Н.Н. Асеева «Марш Будѐнного»

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

33

и М.А. Волошина «Гражданская война»)
3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.

Проблема милосердия в рассказе В.В. Набокова
«Бритва»
Советские реалии (на примере рассказа В.В. Набокова
«Бритва»)
Быт каторжников в рассказе В.Т. Шаламова «Дождь»
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном
государстве (на примере рассказа В.Т. Шаламова
«Дождь»)
«Священна память о войне…И память матери
священна» (по рассказу А. Платонова «Взыскание
погибших»)
Проблема влияния войны на человека (на примере
произведений Ю.П. Кузнецова «Возвращение» («Шѐл
отец, шѐл отец невредим…») и Ю.Д. Левитанского «Ну
что с того, что я там был…»)
Действительность заглушает тягу к прекрасному (на
примере рассказа И. Грековой «Скрипка Ротшильда»)
«О чем плакала скрипка?» (по рассказу И. Грековой
«Скрипка Ротшильда»)
Проверочная работа по разделу «Человек в круговороте
истории»
Горячий протест против антинародной
империалистической войны в рассказе В.В. Вересаева
«Марья Петровна»
Война – это трагедия (по рассказу В.В Вересаева «Марья
Петровна»)

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

1

0

1

14.

Проблема милосердия в рассказе Н.А. Тэффи «Дэзи»

1

0

0

15.

Художественное своеобразие рассказа-миниатюры Н.А.
Тэффи «Дэзи»

1

0

1

34

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Своеобразие раскрытия образа русской души в рассказе
А.Г. Битова «Солнце»
«Будем как солнце» - проблема человечности в рассказе
А.Г. Битова «Солнце»
«Законы жизни» и их воплощение в рассказе Б.П.
Екимова «Родня»
Проблема гуманного отношение к старости в рассказе
Б.П. Екимова «Родня»
Жизнь глазами взрослого человека в поэзии А.А.
Тарковского (на примере стихотворений «Вот и лето
прошло…»)
Философские мотивы в творчестве А.А. Тарковского (на
примере стихотворения «Жизнь, жизнь…»)
Сочинение «Загадка русской души»
Патриотическая основа стихотворения М.А. Светлова
«Гренада»
Русские народные и испанские мотивы в стихотворении
М.А. Светлова «Гренада»

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

0

1

25.

«Простое счастье» в рассказе М.М. Зощенко «Счастье»

1

0

0

26.

Интонированный юмор в творчестве М.М. Зощенко (на
примере рассказа «Счастье»)

1

0

0

27.

Сатира в рассказе М.М. Зощенко «Счастье»

1

0

1

28.

Сочинение «Формула счастья»

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

29.
30.
31.

О войне и о человеке на войне в рассказе В.О.
Богомолова «Сердца моего боль»
Смысл названия рассказа В.О. Богомолова «Сердца
моего боль»
Каким бывает счастье (по рассказу В.М. Сотникова
«Совпадение»)

35

32.
33.
34.

Художественное своеобразие рассказа Т.Е. Веденской
«Сияющие аметисты»
Проблема женского счастья в рассказе Т.Е. Веденской
«Сияющие аметисты»
Проверочная работа по разделу «Существует ли
формула счастья?»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

1

0

1

1

1

0

34

2

16

36

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ

УЧЕНИКА
Литература. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В
2-х ч./ Под редакцией В.П. Журавлева (О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В.
А. Чалмаев и др.). – М.: Просвещение, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века к
учебнику под ред. В.П.Журавлева. ФГОС: 11 класс, I полугодие. — М.:
ВАКО, 2020
2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века к
учебнику под ред. В.П. Журавлева. ФГОС: 11 класс, II полугодие. — М.:
ВАКО, 2021
3. Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на
урок литературы» – http://lit.1september.ru /
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание
литературы – http://festival.1september.ru/subjects/9
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
2. Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты
«Литература» http://lit.1september.ru
3. Всероссийская олимпиада школьников по литературе http://lit.rusolymp.ru
4. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
5. Методико-литературный сайт «Урок литературы» http://mlis.fobr.ru

6. Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе
литературы http://lib.prosv.ru
7. Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru
8.

Библиотека

русской

религиозно-философской

и

художественной

литературы «Вехи» http://www.vehi.net
9. Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www.e-kniga.ru
10.Журнальный

зал

в

Русском

Журнале:

Электронная

библиотека

современных литературных журналов http://magazines.russ.ru
11.Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.livepoetry.ru
12.Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии
наук http://www.imli.ru
13.Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии
наук http://www.pushkinskijdom.ru
14.Информационно-справочный портал «Library.ru»http://www.library.ru
15.Классика русской литературы в аудиозаписи http://www.ayguo.com
16.Лауреаты Нобелевской премии в области литературы http://www.noblit.ru
17.Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в
Интернете http://www.lito.ru
18.Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru
19.Национальный сервер современной прозы http://www.proza.ru
20.Портал Philolog.ru http://www.philolog.ru
21.Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт http://www.poezia.ru
22.Проект «Площадь Д.С. Лихачева» http://www.lihachev.ru

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».