Приложение 1 РП Родная (русская) литература 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (русская) литература»
для обучающихся 5-9 классов

Талица 2023

Раздел I
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты должны отражать:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
Раздел II
Содержание учебного предмета
5 класс
Введение (1)
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость,
хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров
и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для
каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной
речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет
сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение
в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям
и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире);
своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
2

Поэзия ХIХ века о родной природе (2)
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные
впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического
героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и
способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Из литературы XX века (6)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности
создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла
языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление.
Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и
доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребѐнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная
тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе-земляке. Тема
природы и приѐмы еѐ реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения,
взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности
языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (3)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственноэмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте.
Непревзойдѐнный мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу,
наблюдать и понимать еѐ красоту. Единство человека и природы.
Практикум выразительного чтения.
Творчество поэтов Талицкого района (1). По выбору учителя.
6 класс
Введение (1)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века (3)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие,
благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство
и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
3

Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!
люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край».
Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века (11)
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая
дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки
повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На
Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя).
Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество
героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей,
тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н.
Гумилѐв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна
человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по
выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество поэтов Талицкого района (1) (по выбору учителя). Поэтическое изображение
родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в
произведениях.
7 класс
Введение (1)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного
произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности
человека.
Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение
пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».
Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (4)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценѐнном
А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и
вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к
подвигу в рассказе «Сигнал».
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Из литературы XX – XXI века (10)
4

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с
улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих
людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта
Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни
войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».
Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и
ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота
внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы
нравственности.
Творчество поэтов Талицкого района (1). По выбору учителя.
8 класс
Из древнерусской литературы (1)
Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение
жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XIX века (6)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы.
Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции
XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Ранимость души подростка.
Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе."
Из литературы XX века (9)
Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной
войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
5

Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ѐлки», Б.
Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив
одиночества в лирике.
Творчество поэтов Талицкого района (1). По выбору учителя.
9 класс
Из русской литературы XVIII века (1)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Из литературы XIX века (2)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (4)
В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма.
К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в
человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы (9)
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о
проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского
цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека
в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым
во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы
памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
6

Творчество поэтов Талицкого района (1). По выбору учителя. Основные мотивы лирики.
Любовь к малой родине.
Раздел III
Тематическое планирование
5 класс
№п.п.

Тема урока

Введение. Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века. Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два
товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки,
недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность.
Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций.
Мораль.
3. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе.
Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение
Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя,
проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.
Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
4. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о
писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная
проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней
особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость;
злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
5. Сочинение «Зло и добро в сказке».
6. Поэзия ХIХ века о родной природе
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о
поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры,
преобладание ярких зрительных образов.
7. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления
поэта. Основная тема и способы еѐ раскрытия. Сравнения и
олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту
природы и сопереживать ей. Единство человека и природы
8. Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе.
Тема, особенности создания образов. Решение серьезных
философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки.
Аллегорический язык сказки.
9. В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие
сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.
Особенности жанра. Значение финала.
10. Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе.
Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство
ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в
1.
2.

Количество
часов
1
1

1

1

1
1

1

1

1

1

7

11.
12.

13.

14.

15.

16.
17.

окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение «Мир глазами ребѐнка».
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о
писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа
(тяжѐлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственноэмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания,
заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о
писателе-земляке. Тема природы и приѐмы еѐ реализации; второй
смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность
всех элементов повествования, глубина раскрытия образа.
Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о
поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние
лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М.А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»
Краткие сведения о поэте. Непревзойдѐнный мастер слова. Чудесное
описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать еѐ
красоту. Единство человека и природы.
Практикум выразительного чтения.
Творчество поэтов Талицкого района. По выбору учителя.
Итого

1
1

1

1

1

1
1
17

6 класс
№п.п.
1.
2.

3.

4.

5.

Тема урока
Введение. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка.
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его
ответственность перед будущим. Нравственные проблемы,
поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство
мести, милосердие, благородство.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о
писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная
проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней
особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость;
злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда

Количество
часов
1
1

1

1

1
8

6.

7.

8.

9.
10.
11.

12.

13.

14.
15.
16.
17.

тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их
реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»;
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из
поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор
и его отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера
подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ
главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать
спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…»
(или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей
полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев,
глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,
отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей
бухте сонной...», Н. Гумилѐв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В.
Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения
к близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему:
«Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная
проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и
родителей. Доброта и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной
литературы».
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной
литературы».
Творчество поэтов Талицкого района (по выбору учителя).
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
Итого

1

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

17

7 класс
№п.п.
1.

Тема урока
Введение. Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе.
Значение художественного произведения в культурном наследии
России. Роль родного слова в формировании личности человека.

Количество
часов
1

9

2.

3.

4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.

Из литературы XVIII века
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская
басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и
собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное
средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко
оценѐнном А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения
«Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика
рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и
готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Из литературы XX – XXI века
А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя.
О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и
грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина.
Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие
рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору
учителя)
В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ
«Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг
речников.
Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча
«Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского
сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе»
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и
пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на
страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа
«Расскажи про Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини
произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка
детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество поэтов Талицкого района (по выбору учителя).
Итого

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
17

8 класс
10

№п.п.
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

№п.п.
1.

2.

Тема урока
Из древнерусской литературы
Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя).
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XIX века
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека
в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. «То, чего не было». Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе»
Из литературы XX века
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о
Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя
победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького
человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование
внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как
отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Одиночество подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у
новогодней ѐлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А.
Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Творчество поэтов Талицкого района.
Творчество поэтов Талицкого района.
Итого
9 класс
Тема урока
Из русской литературы XVIII века
Н.М. Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы
русского романтического направления 18 века. Тема трагической
любви. Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия

Количество
часов
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
17

Количество
часов
1

1
11

3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка»,
«Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.).
Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в
рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости
судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному
миру. Красота искусства.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора
о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе
России. Языковые средства философского цикла и их роль в
раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по
выбору).
В.Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.
Две героини, две судьбы.
Сочинение «Диалог поколений».
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов
рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».
Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).
Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет,
композиция. Средства выражения авторской позиции.
Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный
принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные
герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по
выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя.
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной
войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время
давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).
Творчество поэтов Талицкого района. Основные мотивы лирики.
Любовь к малой родине.
Итоговый урок.
Итого

1

1

1
1
1
1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
17

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».