ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Алгебра и начала математического анализа» является одним из наиболее значимых в программе среднего общего образования, поскольку, с одной стороны, он обеспечивает инструментальную базу для изучения всех естественно-научных курсов, а с другой стороны, формирует логическое и абстрактное мышление обучающихся на уровне, необходимом для освоения информатики, обществознания, истории, словесности и других дисциплин. В рамках данного учебного курса обучающиеся овладевают универсальным языком современной науки, которая формулирует свои достижения в математической форме. Учебный курс алгебры и начал математического анализа закладывает основу для успешного овладения законами физики, химии, биологии, понимания основных тенденций развития экономики и общественной жизни, позволяет ориентироваться в современных цифровых и компьютерных технологиях, уверенно использовать их для дальнейшего образования и в повседневной жизни. В то же время овладение абстрактными и логически строгими конструкциями алгебры и математического анализа развивает умение находить закономерности, обосновывать истинность, доказывать утверждения с помощью индукции и рассуждать дедуктивно, использовать обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию, формирует креативное и критическое мышление. В ходе изучения учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» обучающиеся получают новый опыт решения прикладных задач, самостоятельного построения математических моделей реальных ситуаций, интерпретации полученных решений, знакомятся с примерами математических закономерностей в природе, науке и искусстве, с выдающимися математическими открытиями и их авторами. Учебный курс обладает значительным воспитательным потенциалом, который реализуется как через учебный материал, способствующий формированию научного мировоззрения, так и через специфику учебной деятельности, требующей продолжительной концентрации внимания, самостоятельности, аккуратности и ответственности за полученный результат. В основе методики обучения алгебре и началам математического анализа лежит деятельностный принцип обучения. В структуре учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» выделены следующие содержательно-методические линии: «Числа и вычисления», «Функции и графики», «Уравнения и неравенства», «Начала 2 математического анализа», «Множества и логика». Все основные содержательно-методические линии изучаются на протяжении двух лет обучения на уровне среднего общего образования, естественно дополняя друг друга и постепенно насыщаясь новыми темами и разделами. Данный учебный курс является интегративным, поскольку объединяет в себе содержание нескольких математических дисциплин, таких как алгебра, тригонометрия, математический анализ, теория множеств, математическая логика и другие. По мере того как обучающиеся овладевают всѐ более широким математическим аппаратом, у них последовательно формируется и совершенствуется умение строить математическую модель реальной ситуации, применять знания, полученные при изучении учебного курса, для решения самостоятельно сформулированной математической задачи, а затем интерпретировать свой ответ. Содержательно-методическая линия «Числа и вычисления» завершает формирование навыков использования действительных чисел, которое было начато на уровне основного общего образования. На уровне среднего общего образования особое внимание уделяется формированию навыков рациональных вычислений, включающих в себя использование различных форм записи числа, умение делать прикидку, выполнять приближѐнные вычисления, оценивать числовые выражения, работать с математическими константами. Знакомые обучающимся множества натуральных, целых, рациональных и действительных чисел дополняются множеством комплексных чисел. В каждом из этих множеств рассматриваются свойственные ему специфические задачи и операции: деление нацело, оперирование остатками на множестве целых чисел, особые свойства рациональных и иррациональных чисел, арифметические операции, а также извлечение корня натуральной степени на множестве комплексных чисел. Благодаря последовательному расширению круга используемых чисел и знакомству с возможностями их применения для решения различных задач формируется представление о единстве математики как науки и еѐ роли в построении моделей реального мира, широко используются обобщение и конкретизация. Линия «Уравнения и неравенства» реализуется на протяжении всего обучения на уровне среднего общего образования, поскольку в каждом разделе Программы предусмотрено решение соответствующих задач. В результате обучающиеся овладевают различными методами решения рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений, неравенств и систем, а также задач, содержащих параметры. Полученные умения широко используются при 3 исследовании функций с помощью производной, при решении прикладных задач и задач на нахождение наибольших и наименьших значений функции. Данная содержательная линия включает в себя также формирование умений выполнять расчѐты по формулам, преобразования рациональных, иррациональных и тригонометрических выражений, а также выражений, содержащих степени и логарифмы. Благодаря изучению алгебраического материала происходит дальнейшее развитие алгоритмического и абстрактного мышления обучающихся, формируются навыки дедуктивных рассуждений, работы с символьными формами, представления закономерностей и зависимостей в виде равенств и неравенств. Алгебра предлагает эффективные инструменты для решения практических и естественно-научных задач, наглядно демонстрирует свои возможности как языка науки. Содержательно-методическая линия «Функции и графики» тесно переплетается с другими линиями учебного курса, поскольку в каком-то смысле задаѐт последовательность изучения материала. Изучение степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций, их свойств и графиков, использование функций для решения задач из других учебных предметов и реальной жизни тесно связано как с математическим анализом, так и с решением уравнений и неравенств. При этом большое внимание уделяется формированию умения выражать формулами зависимости между различными величинами, исследовать полученные функции, строить их графики. Материал этой содержательной линии нацелен на развитие умений и навыков, позволяющих выражать зависимости между величинами в различной форме: аналитической, графической и словесной. Его изучение способствует развитию алгоритмического мышления, способности к обобщению и конкретизации, использованию аналогий. Содержательная линия «Начала математического анализа» позволяет существенно расширить круг как математических, так и прикладных задач, доступных обучающимся, так как у них появляется возможность строить графики сложных функций, определять их наибольшие и наименьшие значения, вычислять площади фигур и объѐмы тел, находить скорости и ускорения процессов. Данная содержательная линия открывает новые возможности построения математических моделей реальных ситуаций, позволяет находить наилучшее решение в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Знакомство с основами математического анализа способствует развитию абстрактного, формально-логического и креативного мышления, формированию умений распознавать проявления законов математики в науке, технике и искусстве. Обучающиеся узнают о 4 выдающихся результатах, полученных в ходе развития математики как науки, и об их авторах. Содержательно-методическая линия «Множества и логика» включает в себя элементы теории множеств и математической логики. Теоретикомножественные представления пронизывают весь курс школьной математики и предлагают наиболее универсальный язык, объединяющий все разделы математики и еѐ приложений, они связывают разные математические дисциплины и их приложения в единое целое. Поэтому важно дать возможность обучающемуся понимать теоретико-множественный язык современной математики и использовать его для выражения своих мыслей. Другим важным признаком математики как науки следует признать свойственную ей строгость обоснований и следование определѐнным правилам построения доказательств. Знакомство с элементами математической логики способствует развитию логического мышления обучающихся, позволяет им строить свои рассуждения на основе логических правил, формирует навыки критического мышления. В учебном курсе «Алгебра и начала математического анализа» присутствуют основы математического моделирования, которые призваны способствовать формированию навыков построения моделей реальных ситуаций, исследования этих моделей с помощью аппарата алгебры и математического анализа, интерпретации полученных результатов. Такие задания вплетены в каждый из разделов программы, поскольку весь материал учебного курса широко используется для решения прикладных задач. При решении реальных практических задач обучающиеся развивают наблюдательность, умение находить закономерности, абстрагироваться, использовать аналогию, обобщать и конкретизировать проблему. Деятельность по формированию навыков решения прикладных задач организуется в процессе изучения всех тем учебного курса «Алгебра и начала математического анализа». На изучение учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» отводится 272 часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю). 5 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 КЛАСС Числа и вычисления Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби. Применение дробей и процентов для решения прикладных задач из различных отраслей знаний и реальной жизни. Действительные числа. Рациональные и иррациональные числа. Арифметические операции с действительными числами. Модуль действительного числа и его свойства. Приближѐнные вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений. Степень с целым показателем. Бином Ньютона. Использование подходящей формы записи действительных чисел для решения практических задач и представления данных. Арифметический корень натуральной степени и его свойства. Степень с рациональным показателем и еѐ свойства, степень с действительным показателем. Логарифм числа. Свойства логарифма. Десятичные и натуральные логарифмы. Синус, косинус, тангенс, котангенс числового аргумента. Арксинус, арккосинус и арктангенс числового аргумента. Уравнения и неравенства Тождества и тождественные преобразования. Уравнение, корень уравнения. Равносильные уравнения и уравнения-следствия. Неравенство, решение неравенства. Основные методы решения целых и дробно-рациональных уравнений и неравенств. Многочлены от одной переменной. Деление многочлена на многочлен с остатком. Теорема Безу. Многочлены с целыми коэффициентами. Теорема Виета. Преобразования числовых выражений, содержащих степени и корни. Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений. Показательные уравнения. Основные методы решения показательных уравнений. Преобразование выражений, содержащих логарифмы. Логарифмические уравнения. Основные методы решения логарифмических уравнений. 6 Основные тригонометрические формулы. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем линейных уравнений. Матрица системы линейных уравнений. Определитель матрицы 2×2, его геометрический смысл и свойства, вычисление его значения, применение определителя для решения системы линейных уравнений. Решение прикладных задач с помощью системы линейных уравнений. Исследование построенной модели с помощью матриц и определителей. Построение математических моделей реальной ситуации с помощью уравнений и неравенств. Применение уравнений и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни. Функции и графики Функция, способы задания функции. Взаимно обратные функции. Композиция функций. График функции. Элементарные преобразования графиков функций. Область определения и множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Чѐтные и нечѐтные функции. Периодические функции. Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке. Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции. Элементарное исследование и построение их графиков. Степенная функция с натуральным и целым показателем. Еѐ свойства и график. Свойства и график корня n-ой степени как функции обратной степени с натуральным показателем. Показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики. Использование графиков функций для решения уравнений. Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента. Функциональные зависимости в реальных процессах и явлениях. Графики реальных зависимостей. Начала математического анализа Последовательности, способы задания последовательностей. Метод математической индукции. Монотонные и ограниченные последовательности. История возникновения математического анализа как анализа бесконечно малых. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Линейный и экспоненциальный рост. Число е. Формула сложных 7 процентов. Использование прогрессии для решения реальных задач прикладного характера. Непрерывные функции и их свойства. Точки разрыва. Асимптоты графиков функций. Свойства функций непрерывных на отрезке. Метод интервалов для решения неравенств. Применение свойств непрерывных функций для решения задач. Первая и вторая производные функции. Определение, геометрический и физический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные элементарных функций. Производная суммы, произведения, частного и композиции функций. Множества и логика Множество, операции над множествами и их свойства. Диаграммы Эйлера–Венна. Применение теоретико-множественного аппарата для описания реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов. Определение, теорема, свойство математического объекта, следствие, доказательство, равносильные уравнения. 11 КЛАСС Числа и вычисления Натуральные и целые числа. Применение признаков делимости целых чисел, наибольший общий делитель (далее – НОД) и наименьшее общее кратное (далее – НОК), остатков по модулю, алгоритма Евклида для решения задач в целых числах. Комплексные числа. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексного числа. Арифметические операции с комплексными числами. Изображение комплексных чисел на координатной плоскости. Формула Муавра. Корни n-ой степени из комплексного числа. Применение комплексных чисел для решения физических и геометрических задач. Уравнения и неравенства Система и совокупность уравнений и неравенств. Равносильные системы и системы-следствия. Равносильные неравенства. Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью тригонометрической окружности. Решение тригонометрических неравенств. Основные методы решения показательных и логарифмических неравенств. Основные методы решения иррациональных неравенств. 8 Основные методы решения систем и совокупностей рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений. Уравнения, неравенства и системы с параметрами. Применение уравнений, систем и неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни, интерпретация полученных результатов. Функции и графики График композиции функций. Геометрические образы уравнений и неравенств на координатной плоскости. Тригонометрические функции, их свойства и графики. Графические методы решения уравнений и неравенств. Графические методы решения задач с параметрами. Использование графиков функций для исследования процессов и зависимостей, которые возникают при решении задач из других учебных предметов и реальной жизни. Начала математического анализа Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке. Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах, для определения скорости и ускорения процесса, заданного формулой или графиком. Первообразная, основное свойство первообразных. Первообразные элементарных функций. Правила нахождения первообразных. Интеграл. Геометрический смысл интеграла. Вычисление определѐнного интеграла по формуле Ньютона-Лейбница. Применение интеграла для нахождения площадей плоских фигур и объѐмов геометрических тел. Примеры решений дифференциальных уравнений. Математическое моделирование реальных процессов с помощью дифференциальных уравнений. 9 ПЛАНИРУЕМЫЕ «АЛГЕБРА И (УГЛУБЛЕННЫЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» УРОВЕНЬ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и другое), умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учѐного, осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам различных видов искусства; 5) физического воспитания: сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физическое совершенствование при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и еѐ приложениями, умение совершать осознанный выбор 10 будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирование поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы; 11 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи; выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; структурировать информацию, представлять еѐ в различных формах, иллюстрировать графически; оценивать надѐжность информации по самостоятельно сформулированным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; 12 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учѐтом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретѐнному опыту. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач, принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам рабочей программы учебного курса «Алгебра и начала математического анализа»: 13 Числа и вычисления: свободно оперировать понятиями: рациональное число, бесконечная периодическая дробь, проценты, иррациональное число, множества рациональных и действительных чисел, модуль действительного числа; применять дроби и проценты для решения прикладных задач из различных отраслей знаний и реальной жизни; применять приближѐнные вычисления, правила округления, прикидку и оценку результата вычислений; свободно оперировать понятием: степень с целым показателем, использовать подходящую форму записи действительных чисел для решения практических задач и представления данных; свободно оперировать понятием: арифметический корень натуральной степени; свободно оперировать понятием: степень с рациональным показателем; свободно оперировать понятиями: логарифм числа, десятичные и натуральные логарифмы; свободно оперировать понятиями: синус, косинус, тангенс, котангенс числового аргумента; оперировать понятиями: арксинус, арккосинус и арктангенс числового аргумента. Уравнения и неравенства: свободно оперировать понятиями: тождество, уравнение, неравенство, равносильные уравнения и уравнения-следствия, равносильные неравенства; применять различные методы решения рациональных и дробнорациональных уравнений, применять метод интервалов для решения неравенств; свободно оперировать понятиями: многочлен от одной переменной, многочлен с целыми коэффициентами, корни многочлена, применять деление многочлена на многочлен с остатком, теорему Безу и теорему Виета для решения задач; свободно оперировать понятиями: система линейных уравнений, матрица, определитель матрицы 2 × 2 и его геометрический смысл, использовать свойства определителя 2 × 2 для вычисления его значения, применять определители для решения системы линейных уравнений, моделировать реальные ситуации с помощью системы линейных уравнений, исследовать построенные модели с помощью матриц и определителей, интерпретировать полученный результат; использовать свойства действий с корнями для преобразования выражений; 14 выполнять преобразования числовых выражений, содержащих степени с рациональным показателем; использовать свойства логарифмов для преобразования логарифмических выражений; свободно оперировать понятиями: иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, находить их решения с помощью равносильных переходов или осуществляя проверку корней; применять основные тригонометрические формулы для преобразования тригонометрических выражений; свободно оперировать понятием: тригонометрическое уравнение, применять необходимые формулы для решения основных типов тригонометрических уравнений; моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения, неравенства по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. Функции и графики: свободно оперировать понятиями: функция, способы задания функции, взаимно обратные функции, композиция функций, график функции, выполнять элементарные преобразования графиков функций; свободно оперировать понятиями: область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства; свободно оперировать понятиями: чѐтные и нечѐтные функции, периодические функции, промежутки монотонности функции, максимумы и минимумы функции, наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке; свободно оперировать понятиями: степенная функция с натуральным и целым показателем, график степенной функции с натуральным и целым показателем, график корня n-ой степени как функции обратной степени с натуральным показателем; оперировать понятиями: линейная, квадратичная и дробно-линейная функции, выполнять элементарное исследование и построение их графиков; свободно оперировать понятиями: показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики, использовать их графики для решения уравнений; свободно оперировать понятиями: тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента; использовать графики функций для исследования процессов и зависимостей при решении задач из других учебных предметов и реальной жизни, выражать формулами зависимости между величинами; 15 Начала математического анализа: свободно оперировать понятиями: арифметическая и геометрическая прогрессия, бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, линейный и экспоненциальный рост, формула сложных процентов, иметь представление о константе; использовать прогрессии для решения реальных задач прикладного характера; свободно оперировать понятиями: последовательность, способы задания последовательностей, монотонные и ограниченные последовательности, понимать основы зарождения математического анализа как анализа бесконечно малых; свободно оперировать понятиями: непрерывные функции, точки разрыва графика функции, асимптоты графика функции; свободно оперировать понятием: функция, непрерывная на отрезке, применять свойства непрерывных функций для решения задач; свободно оперировать понятиями: первая и вторая производные функции, касательная к графику функции; вычислять производные суммы, произведения, частного и композиции двух функций, знать производные элементарных функций; использовать геометрический и физический смысл производной для решения задач. Множества и логика: свободно оперировать понятиями: множество, операции над множествами; использовать теоретико-множественный аппарат для описания реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов; свободно оперировать понятиями: определение, теорема, уравнениеследствие, свойство математического объекта, доказательство, равносильные уравнения и неравенства. К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам рабочей программы учебного курса «Алгебра и начала математического анализа»: Числа и вычисления: свободно оперировать понятиями: натуральное и целое число, множества натуральных и целых чисел, использовать признаки делимости целых чисел, НОД и НОК натуральных чисел для решения задач, применять алгоритм Евклида; свободно оперировать понятием остатка по модулю, записывать натуральные числа в различных позиционных системах счисления; 16 свободно оперировать понятиями: комплексное число и множество комплексных чисел, представлять комплексные числа в алгебраической и тригонометрической форме, выполнять арифметические операции с ними и изображать на координатной плоскости. Уравнения и неравенства: свободно оперировать понятиями: иррациональные, показательные и логарифмические неравенства, находить их решения с помощью равносильных переходов; осуществлять отбор корней при решении тригонометрического уравнения; свободно оперировать понятием тригонометрическое неравенство, применять необходимые формулы для решения основных типов тригонометрических неравенств; свободно оперировать понятиями: система и совокупность уравнений и неравенств, равносильные системы и системы-следствия, находить решения системы и совокупностей рациональных, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств; решать рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства, содержащие модули и параметры; применять графические методы для решения уравнений и неравенств, а также задач с параметрами; моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения, неравенства и их системы по условию задачи, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат. Функции и графики: строить графики композиции функций с помощью элементарного исследования и свойств композиции двух функций; строить геометрические образы уравнений и неравенств на координатной плоскости; свободно оперировать понятиями: графики тригонометрических функций; применять функции для моделирования и исследования реальных процессов. Начала математического анализа: использовать производную для исследования функции на монотонность и экстремумы; 17 находить наибольшее и наименьшее значения функции непрерывной на отрезке; использовать производную для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах, для определения скорости и ускорения процесса, заданного формулой или графиком; свободно оперировать понятиями: первообразная, определѐнный интеграл, находить первообразные элементарных функций и вычислять интеграл по формуле Ньютона-Лейбница; находить площади плоских фигур и объѐмы тел с помощью интеграла; иметь представление о математическом моделировании на примере составления дифференциальных уравнений; решать прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера, средствами математического анализа. 18 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Множество действительных чисел. Многочлены. Рациональные уравнения и неравенства. Системы линейных уравнений 24 1 2 Функции и графики. Степенная функция с целым показателем 12 1 3 Арифметический корень n-ой степени. Иррациональные уравнения 15 1 4 Показательная функция. Показательные уравнения 10 1 5 Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения 18 1 6 Тригонометрические выражения и уравнения 22 1 7 Последовательности и прогрессии 10 1 8 Непрерывные функции. Производная 20 1 9 Повторение, обобщение, систематизация знаний 5 2 136 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0 19 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Исследование функций с помощью производной 22 1 2 Первообразная и интеграл 12 1 3 Графики тригонометрических функций. Тригонометрические неравенства 14 1 4 Иррациональные, показательные и логарифмические неравенства 24 1 5 Комплексные числа 10 1 6 Натуральные и целые числа 10 1 7 Системы рациональных, иррациональных показательных и логарифмических уравнений 12 1 8 Задачи с параметрами 16 1 9 Повторение, обобщение, систематизация знаний 16 2 136 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0 20 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 [[Множество, операции над множествами и их свойства 1 2 Диаграммы Эйлера-Венна 1 3 Применение теоретико-множественного аппарата для решения задач 1 4 Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби 1 5 Рациональные числа. Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические дроби 1 6 Применение дробей и процентов для решения прикладных задач 1 7 Применение дробей и процентов для решения прикладных задач 1 8 Действительные числа. Рациональные и иррациональные числа 1 9 Арифметические операции с действительными числами 1 10 Модуль действительного числа и его 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 21 свойства 11 Приближѐнные вычисления, правила округления, прикидка и оценка результата вычислений 1 12 Основные методы решения целых и дробно-рациональных уравнений и неравенств 1 13 Основные методы решения целых и дробно-рациональных уравнений и неравенств 1 14 Основные методы решения целых и дробно-рациональных уравнений и неравенств 1 15 Многочлены от одной переменной. Деление многочлена на многочлен с остатком. Теорема Безу 1 16 Многочлены с целыми коэффициентами. Теорема Виета 1 17 Решение систем линейных уравнений 1 18 Решение систем линейных уравнений 1 19 Матрица системы линейных уравнений. Определитель матрицы 2×2, его геометрический смысл и свойства; вычисление его значения 1 20 Определитель матрицы 2×2, его геометрический смысл и свойства; вычисление его значения 1 21 Применение определителя для решения 1 22 системы линейных уравнений 22 Решение прикладных задач с помощью системы линейных уравнений 1 23 Решение прикладных задач с помощью системы линейных уравнений 1 24 Контрольная работа: "Рациональные уравнения и неравенства. Системы линейных уравнений" 1 25 Функция, способы задания функции. Взаимно обратные функции. Композиция функций 1 26 График функции. Элементарные преобразования графиков функций 1 27 Область определения и множество значений функции. Нули функции. Промежутки знак постоянства 1 28 Чѐтные и нечѐтные функции. Периодические функции. Промежутки монотонности функции 1 29 Максимумы и минимумы функции. Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке 1 30 Линейная, квадратичная и дробнолинейная функции 1 31 Элементарное исследование и построение графиков этих функций 1 32 Элементарное исследование и построение графиков этих функций 1 1 23 33 Степень с целым показателем. Бином Ньютона 1 34 Степень с целым показателем. Бином Ньютона 1 35 Степенная функция с натуральным и целым показателем. Еѐ свойства и график 1 36 Контрольная работа: "Степенная функция. Еѐ свойства и график" 1 37 Арифметический корень натуральной степени и его свойства 1 38 Арифметический корень натуральной степени и его свойства 1 39 Преобразования числовых выражений, содержащих степени и корни 1 40 Преобразования числовых выражений, содержащих степени и корни 1 41 Преобразования числовых выражений, содержащих степени и корни 1 42 Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений 1 43 Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений 1 44 Иррациональные уравнения. Основные методы решения иррациональных уравнений 1 1 24 45 Равносильные переходы в решении иррациональных уравнений 1 46 Равносильные переходы в решении иррациональных уравнений 1 47 Равносильные переходы в решении иррациональных уравнений 1 48 Равносильные переходы в решении иррациональных уравнений 1 49 Свойства и график корня n-ой степени как функции обратной степени с натуральным показателем 1 50 Свойства и график корня n-ой степени как функции обратной степени с натуральным показателем 1 51 Контрольная работа: "Свойства и график корня n-ой степени. Иррациональные уравнения" 1 52 Степень с рациональным показателем и еѐ свойства 1 53 Степень с рациональным показателем и еѐ свойства 1 54 Степень с рациональным показателем и еѐ свойства 1 55 Показательная функция, еѐ свойства и график 1 56 Использование графика функции для решения уравнений 1 1 25 57 Использование графика функции для решения уравнений 1 58 Показательные уравнения. Основные методы решения показательных уравнений 1 59 Показательные уравнения. Основные методы решения показательных уравнений 1 60 Показательные уравнения. Основные методы решения показательных уравнений 1 61 Контрольная работа: "Показательная функция. Показательные уравнения" 1 62 Логарифм числа. Свойства логарифма 1 63 Логарифм числа. Свойства логарифма 1 64 Логарифм числа. Свойства логарифма 1 65 Десятичные и натуральные логарифмы 1 66 Десятичные и натуральные логарифмы 1 67 Преобразование выражений, содержащих логарифмы 1 68 Преобразование выражений, содержащих логарифмы 1 69 Преобразование выражений, содержащих логарифмы 1 70 Логарифмическая функция, еѐ свойства и график 1 71 Логарифмическая функция, еѐ свойства и 1 1 26 график 72 Использование графика функции для решения уравнений 1 73 Использование графика функции для решения уравнений 1 74 Логарифмические уравнения. Основные методы решения логарифмических уравнений 1 75 Логарифмические уравнения. Основные методы решения логарифмических уравнений 1 76 Логарифмические уравнения. Основные методы решения логарифмических уравнений 1 77 Равносильные переходы в решении логарифмических уравнений 1 78 Равносильные переходы в решении логарифмических уравнений 1 79 Контрольная работа: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения" 1 80 Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента 1 81 Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента 1 82 Арксинус, арккосинус и арктангенс числового аргумента 1 83 Арксинус, арккосинус и арктангенс 1 1 27 числового аргумента 84 Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента 1 85 Тригонометрическая окружность, определение тригонометрических функций числового аргумента 1 86 Основные тригонометрические формулы 1 87 Основные тригонометрические формулы 1 88 Основные тригонометрические формулы 1 89 Основные тригонометрические формулы 1 90 Преобразование тригонометрических выражений 1 91 Преобразование тригонометрических выражений 1 92 Преобразование тригонометрических выражений 1 93 Преобразование тригонометрических выражений 1 94 Решение тригонометрических уравнений 1 95 Решение тригонометрических уравнений 1 96 Решение тригонометрических уравнений 1 97 Решение тригонометрических уравнений 1 98 Решение тригонометрических уравнений 1 99 Решение тригонометрических уравнений 1 100 Решение тригонометрических уравнений 1 28 101 Контрольная работа: "Тригонометрические выражения и тригонометрические уравнения" 1 102 Последовательности, способы задания последовательностей. Метод математической индукции 1 103 Монотонные и ограниченные последовательности. История анализа бесконечно малых 1 104 Арифметическая прогрессия 1 105 Геометрическая прогрессия 1 106 Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 1 107 Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии 1 108 Линейный и экспоненциальный рост. Число е. Формула сложных процентов 1 109 Линейный и экспоненциальный рост. Число е. Формула сложных процентов 1 110 Использование прогрессии для решения реальных задач прикладного характера 1 111 Контрольная работа: "Последовательности и прогрессии" 1 112 Непрерывные функции и их свойства 1 113 Точка разрыва. Асимптоты графиков функций 1 114 Свойства функций непрерывных на 1 1 1 29 отрезке 115 Свойства функций непрерывных на отрезке 1 116 Метод интервалов для решения неравенств 1 117 Метод интервалов для решения неравенств 1 118 Метод интервалов для решения неравенств 1 119 Применение свойств непрерывных функций для решения задач 1 120 Применение свойств непрерывных функций для решения задач 1 121 Первая и вторая производные функции 1 122 Определение, геометрический смысл производной 1 123 Определение, физический смысл производной 1 124 Уравнение касательной к графику функции 1 125 Уравнение касательной к графику функции 1 126 Производные элементарных функций 1 127 Производные элементарных функций 1 128 Производная суммы, произведения, частного и композиции функций 1 129 Производная суммы, произведения, 1 30 частного и композиции функций 130 Производная суммы, произведения, частного и композиции функций 1 131 Контрольная работа: "Производная" 1 132 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Уравнения" 1 133 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Функции" 1 134 Итоговая контрольная работа 1 1 135 Итоговая контрольная работа 1 1 136 Повторение, обобщение, систематизация знаний 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 1 10 0 31 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 1 2 Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 1 3 Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 1 4 Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 1 5 Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 1 6 Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы 1 7 Нахождение наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке 1 8 Нахождение наибольшего и 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 32 наименьшего значения непрерывной функции на отрезке 9 Нахождение наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке 1 10 Нахождение наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке 1 11 Нахождение наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке 1 12 Нахождение наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке 1 13 Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах 1 14 Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах 1 15 Применение производной для определения скорости и ускорения процесса, заданного формулой или графиком 1 16 Применение производной для определения скорости и ускорения процесса, заданного формулой или графиком 1 33 17 Композиция функций 1 18 Композиция функций 1 19 Композиция функций 1 20 Геометрические образы уравнений на координатной плоскости 1 21 Геометрические образы уравнений на координатной плоскости 1 22 Контрольная работа: "Исследование функций с помощью производной" 1 23 Первообразная, основное свойство первообразных 1 24 Первообразные элементарных функций. Правила нахождения первообразных 1 25 Первообразные элементарных функций. Правила нахождения первообразных 1 26 Интеграл. Геометрический смысл интеграла 1 27 Вычисление определѐнного интеграла по формуле Ньютона-Лейбница 1 28 Вычисление определѐнного интеграла по формуле Ньютона-Лейбница 1 29 Применение интеграла для нахождения площадей плоских фигур 1 30 Применение интеграла для нахождения объѐмов геометрических тел 1 31 Примеры решений дифференциальных уравнений 1 1 34 32 Примеры решений дифференциальных уравнений 1 33 Математическое моделирование реальных процессов с помощью дифференциальных уравнений 1 34 Контрольная работа: "Первообразная и интеграл" 1 35 Тригонометрические функции, их свойства и графики 1 36 Тригонометрические функции, их свойства и графики 1 37 Тригонометрические функции, их свойства и графики 1 38 Тригонометрические функции, их свойства и графики 1 39 Тригонометрические функции, их свойства и графики 1 40 Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью тригонометрической окружности 1 41 Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью тригонометрической окружности 1 42 Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью тригонометрической окружности 1 43 Отбор корней тригонометрических уравнений с помощью 1 1 35 тригонометрической окружности 44 Решение тригонометрических неравенств 1 45 Решение тригонометрических неравенств 1 46 Решение тригонометрических неравенств 1 47 Решение тригонометрических неравенств 1 48 Контрольная работа: "Графики тригонометрических функций. Тригонометрические неравенства" 1 49 Основные методы решения показательных неравенств 1 50 Основные методы решения показательных неравенств 1 51 Основные методы решения показательных неравенств 1 52 Основные методы решения показательных неравенств 1 53 Основные методы решения логарифмических неравенств 1 54 Основные методы решения логарифмических неравенств 1 55 Основные методы решения логарифмических неравенств 1 56 Основные методы решения 1 1 36 логарифмических неравенств 57 Основные методы решения иррациональных неравенств 1 58 Основные методы решения иррациональных неравенств 1 59 Основные методы решения иррациональных неравенств 1 60 Основные методы решения иррациональных неравенств 1 61 Графические методы решения иррациональных уравнений 1 62 Графические методы решения иррациональных уравнений 1 63 Графические методы решения показательных уравнений 1 64 Графические методы решения показательных неравенств 1 65 Графические методы решения логарифмических уравнений 1 66 Графические методы решения логарифмических неравенств 1 67 Графические методы решения логарифмических неравенств 1 68 Графические методы решения показательных и логарифмических уравнений 1 69 Графические методы решения 1 37 показательных и логарифмических уравнений 70 Графические методы решения показательных и логарифмических неравенств 1 71 Графические методы решения показательных и логарифмических неравенств 1 72 Контрольная работа: "Иррациональные, показательные и логарифмические неравенства" 1 73 Комплексные числа. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексного числа 1 74 Комплексные числа. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексного числа 1 75 Арифметические операции с комплексными числами 1 76 Арифметические операции с комплексными числами 1 77 Изображение комплексных чисел на координатной плоскости 1 78 Изображение комплексных чисел на координатной плоскости 1 79 Формула Муавра. Корни n-ой степени из комплексного числа 1 80 Формула Муавра. Корни n-ой степени 1 1 38 из комплексного числа 81 Применение комплексных чисел для решения физических и геометрических задач 1 82 Контрольная работа: "Комплексные числа" 1 83 Натуральные и целые числа 1 84 Натуральные и целые числа 1 85 Применение признаков делимости целых чисел 1 86 Применение признаков делимости целых чисел 1 87 Применение признаков делимости целых чисел: НОД и НОК 1 88 Применение признаков делимости целых чисел: НОД и НОК 1 89 Применение признаков делимости целых чисел: остатки по модулю 1 90 Применение признаков делимости целых чисел: остатки по модулю 1 91 Применение признаков делимости целых чисел: алгоритм Евклида для решения задач в целых числах 1 92 Контрольная работа: "Теория целых чисел" 1 93 Система и совокупность уравнений. Равносильные системы и системы- 1 1 1 39 следствия 94 Система и совокупность уравнений. Равносильные системы и системыследствия 1 95 Основные методы решения систем и совокупностей рациональных уравнений 1 96 Основные методы решения систем и совокупностей иррациональных уравнений 1 97 Основные методы решения систем и совокупностей показательных уравнений 1 98 Основные методы решения систем и совокупностей показательных уравнений 1 99 Основные методы решения систем и совокупностей логарифмических уравнений 1 100 Основные методы решения систем и совокупностей логарифмических уравнений 1 101 Применение систем к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни, интерпретация полученных результатов 1 102 Применение систем к решению математических задач и задач из 1 40 различных областей науки и реальной жизни, интерпретация полученных результатов 103 Применение неравенств к решению математических задач и задач из различных областей науки и реальной жизни, интерпретация полученных результатов 1 104 Контрольная работа: "Системы рациональных, иррациональных показательных и логарифмических уравнений" 1 105 Рациональные уравнения с параметрами 1 106 Рациональные неравенства с параметрами 1 107 Рациональные системы с параметрами 1 108 Иррациональные уравнения, неравенства с параметрами 1 109 Иррациональные системы с параметрами 1 110 Показательные уравнения, неравенства с параметрами 1 111 Показательные системы с параметрами 1 112 Логарифмические уравнения, неравенства с параметрами 1 113 Логарифмические системы с параметрами 1 1 41 114 Тригонометрические уравнения с параметрами 1 115 Тригонометрические неравенства с параметрами 1 116 Тригонометрические системы с параметрами 1 117 Построение и исследование математических моделей реальных ситуаций с помощью уравнений с параметрами 1 118 Построение и исследование математических моделей реальных ситуаций с помощью систем уравнений с параметрами 1 119 Построение и исследование математических моделей реальных ситуаций с помощью систем уравнений с параметрами 1 120 Контрольная работа: "Задачи с параметрами" 1 121 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Уравнения" 1 122 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Уравнения" 1 123 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Уравнения. Системы уравнений" 1 124 Повторение, обобщение, 1 1 42 систематизация знаний: "Неравенства" 125 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Неравенства" 1 126 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Неравенства" 1 127 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Производная и еѐ применение" 1 128 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Производная и еѐ применение" 1 129 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Производная и еѐ применение" 1 130 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Интеграл и его применение" 1 131 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Функции" 1 132 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Функции" 1 133 Повторение, обобщение, систематизация знаний: "Функции" 1 134 Итоговая контрольная работа 1 1 135 Итоговая контрольная работа 1 1 136 Повторение, обобщение, систематизация знаний 1 43 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 10 0 44 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа, 11 класс/ Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Е. Фѐдорова, М. В. Ткачѐва. — М. : Просвещение, 2015. Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 11 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Е. Фѐдорова, М. В. Ткачѐва. — М. : Просвещение, 2015. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 45