программа Одаренные дети

Программа «Одарённые дети»
Основные разработчики
программы:

Администрация МКОУ
«Талицкая СОШ № 1»

Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через
оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи программы:
-совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их
специальной поддержки;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют
развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных,
областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных
конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого
потенциала обучающихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и
других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и
одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных
соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой
деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой
и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с
одарёнными детьми.
Сроки реализации Программы

2018 – 2021гг.

Обоснование проблемы
Анализ ее исходного состояния
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время
волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и
профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием
механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху
становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и
творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и
высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных
направлений в школе.
Согласно учебному плану школы на 2019 – 2020 уч.г. на базе школы открыты
спортивные секции: настольный теннис, ОФП с элементами лыжного спорта и легкой
атлетики, волейбол, баскетбол, футбол;
развивающие кружки: КВН, «Веселые нотки», хор, «Друзья библиотеки», «Прикладное
техническое творчество»;
научно-творческие сообщества: проект «Родник луговой поляны», исследовательские
проекты в математике, исследовательский проект «Язык нашего города»,
исследовательские проекты в биологии, исследовательский проект «Малая Родина»,
школьный сайт;
здоровьесберегающие профилактические сообщества : дружина юных пожарных
«Гефест», юные инспектора дорожного движения «Светофор», «Кадетский полицейский
класс», историко- патриотический клуб «Разведчик».
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.
В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов,
работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и
заседаний предметных ШМО.
Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей
являются гарантом реализации программы.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
·
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
·
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
·
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук
и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
·
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
·
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии учителя;
·
принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Цели:
Выявление одаренных детей
Задачи:
1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и
методических приемах работы с одаренными детьми.
2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения
квалификации.
3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.
4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения,
диагностики.
5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др.,
позволяющих обучающимся проявить свои способности.
2. Цели:
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в
отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их
способностей.
Задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют
развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной
деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с одаренными обучающимися:
·
групповые занятия с одаренными обучающимися;
·
факультативы;

·
·
·
·
·
·
·

предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
интеллектуальные марафоны

Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с
одаренными обучающимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора
жизненного пути и реализуется в действии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об
образовании»
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на
социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей
способных обучающихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с
одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми
1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников
1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми
обучающимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих
решений.
1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы
2.1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация патронажа между учителями-предметниками и способными
обучающимися.
2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебнометодической литературой.
2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия
школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, индивидуальные
занятия) и внешкольного образования
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню
освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и
запросов обучающихся через формирование факультативов, кружков и т.д.
3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и окружных
олимпиадах.

3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических
конференций.
4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания
результатов работы со способными обучающимися.
4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся творческого
уровня.
4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2019 – 2020 г.г.
№

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

ноябрь
ежегодно

Зам. директора по УР, ВР

2.

Проведение совещания по результатам
диагностирования способных обучающихся

Март
ежегодно

Зам. директора по УР

3.

Организация патронажа между способными
обучающимися и учителями-предметниками

Март
ежегодно

Зам. директора по УР

4.

Расширение сети курсов по выбору с
учетом способности и запросов обучающихся

Май,
ежегодно

Администрация

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь
ежегодно

Зам. директора по УР

6.

Участие в районных, окружных, Всероссийских
олимпиадах

Ноябрь, декабрь
ежегодно

Зам. директора по УР

7.

Анализ и корректировка результативности и
выполнения программы «Одаренные дети»

январь

Администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по
работе с одаренными детьми

Постоянно

Зам. директора по УР

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ
для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Библиотекарь,
учителяпредметники

10.

Разработка системы поощрений победителей
олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Регулярно

Администрация

11

Организация работы
научного общества обучающихся и учителей
(НООУ) в учебном году

Сентябрь

12

Расширение системы дополнительного образования
для развития творческих способностей одаренных
детей

Регулярно

Зам. директора по ВР

13

Активизация разъяснительной работы по вовлечению
способных обучающихся в различные
образовательные учреждения края, России

Постоянно

Зам. директора по УР, ВР

14

Анализ возможностей школы для углубленного
изучения предметов

Постоянно

Зам. директора по УР

15

Творческий отчет

Ежегодно май

Зам. директора по УР, ВР

16

Обобщение опыта работы учителей, работающих с
одаренными детьми

Ежегодно

Зам. директора по УР
классные руководители

17

Распространение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно

Зам. директора по УР

18

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Зам. директора по УР

Зам. директора по УР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».