ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном проекте обучающихся 10-х классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 1» Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного и среднего общего образования, Основной образовательной программы основного и среднего общего образования. Данное Положение регламентирует деятельность МКОУ «Талицкая СОШ 1» по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС СОО. Проектная деятельность обучающихся связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность - как система учебно-познавательных действий обучающихся, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация индивидуального образовательного достижения, обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся. 1 Выполнение итогового индивидуального проекта обязательно для каждого выпускника среднего общего образования, перешедшего обучение по ФГОС СОО. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года самостоятельно (где учитель выполняет роль тьютора) в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом (10 класс), и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Защита итогового индивидуального проекта – иллюстрация образовательных достижений, обучающихся (сформированности предметных и метапредметных компетенций) является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной программы. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель внутри учебного заведения. Если проект носит исследовательский характер, то для руководства исследовательской работой обучающихся привлекаются специалисты и ученые из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы (только в том случае, если уровень материальной базы школы не может предоставить необходимых условий для реализации проекта) – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей и т.д. Выбор темы проекта осуществляется обучающимся самостоятельно, но по согласованию с руководителем проекта. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. Контроль соблюдения сроков осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Отметка за итоговый индивидуальный проект выставляется в протокол защиты ИИП, который подписывают все члены школьной аттестационной комиссии. Отметка за итоговый индивидуальный проект заносится в аттестат среднего общего образования выпускника 11 класса школы в свободную строку, вносится название темы проекта. Настоящее положение является локальным актом МКОУ «Талицкая СОШ 1», разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей 2 организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС СОО. Настоящее Положение утверждается Педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. 2. Цели проектной деятельности и защиты итогового индивидуального проекта 2.1. Цели проектной деятельности как процесса. Сформировать: - умения определить цель; -описать адекватные шаги по ее достижению (отбор средств, адекватных цели); -навыки сбора, обработки, анализа информации; -умения изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты и аргументированно ответить на вопросы; -умения самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени. 2.2 Цели защиты ИИП. Определить уровень: -сформированности познавательных действий; -сформированности коммуникативных действий; -сформированности предметных знаний и способов действий; -сформированности регулятивных действий. 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом 3.1. В структуре проектной деятельности выделяются этапы: подготовительный, основной, заключительный 3.2. Подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта. 3.3. Основной этап (октябрь-февраль): Изучение литературы, постановка проблемы, обоснование ее актуальности, формулировка цели, выдвижение гипотезы, составление плана действий по проверке гипотезы. Оформление текста проекта. 3.4. Заключительный (март-апрель): рецензирование проекта (после написания рецензии исправления или доработка работы невозможна), защита проекта, оценивание работы. 4. Требования к оформлению ИИП 4.1. Папка ИИП включает в себя: 3 1) Титульный лист (Название ОО, тема проекта, тип проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, город, год); 2) Оглавление; 3) Введение; 4) Реферативная часть (анализ информационных источников); 5) Проектно-исследовательская часть (в зависимости от типа работы); 6) Заключение; 7) Обзор информационных источников; 8) Приложения (не обязательно) 9) Рецензия проекта (Приложение 3); 10) Защитное слово (с презентацией) 4.2. Технические требования к ИИП: Текст: выравнивание по ширине, шрифт TimesNewRoman, 14 пт, интервал 1,5, отступ первой строки 1,5; отсутствие абзацных строк. Поля: 8 см.; Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе номер не ставится; Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт TimesNewRoman, 14 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте; Таблицы: слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей справа; Список литературы необходимо составлять по определенным правилам: Печатная литература: фамилия автора и его инициалы. Заглавие. Место издания. Издательство. Год издания. Количество страниц; Сайт: автор, название статьи, русское название сайта, ссылка на ресурс в режиме доступа. 4.3. Формы представления результатов: Письменная работа (реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, в том числе социальных, стендовый доклад). 4.4. К рассмотрению принимаются работы, написанные участником лично, без использования готовых материалов из сети Интернет и других источников. Для подтверждения подлинности работы 4 оргкомитет или жюри имеет право проверить работу на плагиат с помощью программ антиплагиата. В работе должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы (уникальность работы должна составлять не менее 50 %). Отчётные материалы могут содержать как тексты, так и материальные объекты. Возможные типы проектов и формы представления результатов: Тип проекта Цель проекта Форма представления результатов (проектный продукт) ПрактикоРешение анализ данных ориентированный практических социологического опроса, задач; создание атлас, атрибуты продукта. несуществующего государства, бизнес-план, веб-сайт, УчебноИсследование, исследовательский экспериментальное видеофильм, выставка, газета, журнал, исследование. действующая фирма, Творческий Создание игра, карта, коллекция, творческого продукта (книга, компьютерная анимация, худ.произведение оформление кабинета, пакет рекомендаций, и т.д.) стендовый доклад, сценарий, статья, сказка, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, серия иллюстраций, учебное пособие, чертеж, экскурсия и т.д. 5 5. Требования к компьютерной презентации ИИП 5.1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 20 слайдов, пронумерованных (кроме первого слайда). 5.2. Титульный лист презентации включает: полное наименование образовательной организации; сведения об авторе и руководителе проекта; название работы; год разработки проекта. 5.3. Текст слайдов должен быть кратким, читаемым, максимально информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. 5.4. Слайды должны быть оформлены в едином цветовом стиле, единым шрифтом, единым фоном. 5.5. Презентация может содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы, которые должны быть озаглавлены. 5.6. Шрифт заголовков не менее 24 пт, подписей не менее 18 пт. 5.7. Соответствие текстов и слайдов. 5.8. Каждый слайд должен иметь заголовок. 6. Требования к защите проекта 6.1. Защита осуществляется на школьной конференции, что дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков. Задача, которая предстоит каждому, - максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории. 6.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада 5-7 минут слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый 6 проектный продукт или предоставить материалы, сопровождающие его реализацию. 7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (папки, отзыва, презентации, проектного продукта) по каждому из четырех критериев: 1) способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; 2) сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; 3) сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4) сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Критерий 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем Высокий уровень Работа свидетельствует о способности (отметка «отлично») – 3 самостоятельно ставить проблему и находить пути балла ее решения; Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического 7 мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Повышенный уровень Работа в целом свидетельствует о способности (отметка «хорошо») – 2 самостоятельно ставить проблему и находить пути балла ее решения; продемонстрировано хорошее владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Базовый уровень Работа в целом свидетельствует о способности (отметка самостоятельно с опорой на помощь руководителя «удовлетворительно») – ставить проблему и находить пути ее решения; 1 балл продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Ниже базового уровня Работа в целом свидетельствует низкой (отметка способности самостоятельно с опорой на помощь «неудовлетворительно») руководителя ставить проблему и находить пути ее – 0 баллов решения; не продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Критерий 2. Сформированность предметных умений и способов действий Высокий уровень Продемонстрировано (отметка «отлично») – 3 предметом проектной балла отсутствуют. свободное владение деятельности. Ошибки Повышенный уровень Продемонстрировано хорошее владение (отметка «хорошо») – 2 предметом проектной деятельности. Присутствуют балла незначительные ошибки. 8 Базовый уровень Продемонстрировано понимание содержания (отметка выполненной работы. В работе и в ответах на «удовлетворительно») - вопросы по содержанию отсутствуют грубые 1 балл ошибки. Ниже базового уровня Обучающийся плохо понимает содержание (отметка выполненной работы. В работе и в ответах на «неудовлетворительно») вопросы по содержанию наблюдаются грубые – 0 баллов ошибки. Критерий 3. Сформированность регулятивных действий Высокий уровень Работа тщательно спланирована и (отметка «отлично») – 3 последовательно реализована, своевременно балла пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Повышенный уровень Работа хорошо спланирована и последовательно (отметка «хорошо») – 2 реализована, своевременно пройдены большинство балла этапов обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись с помощью руководителя проекта. Базовый уровень Продемонстрированы навыки определения темы (отметка и планирования работы. Работа доведена до конца «удовлетворительно») – и представлена комиссии; некоторые этапы 1 балл выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Ниже базового уровня На низком уровне продемонстрированы навыки (отметка определения темы и планирования работы. Работа «неудовлетворительно») не доведена до конца и представлена комиссии в – 0 баллов незавершенном виде; большинство этапов выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Элементы самооценки и самоконтроля обучающегося отсутствуют. Критерий 4. Сформированность коммуникативных действий 9 Высокий уровень Тема раскрыта полностью. Текст/сообщение (отметка «отлично») – 3 хорошо структурированы. Все мысли выражены балла ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа вызывает повышенный интерес. Повышенный уровень Тема достаточно полно раскрыта. (отметка «хорошо») – 2 Текст/сообщение структурированы. Основные балла мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа вызывает интерес. Базовый уровень Продемонстрированы навыки оформления (отметка проектной работы и чтение текста публичного «удовлетворительно») – выступления, а также подготовки простой 1 балл презентации. Ниже базового уровня На низком продемонстрированы навыки (отметка оформления проектной работы и чтения текста «неудовлетворительно») публичного выступления, а также подготовки – 0 баллов простой презентации. Отметкой уровня достижения метапредметных результатов является интегративный показатель (среднее арифметическое по пятибальной шкале), полученный в результате оценивания всех предоставленных материалов по критериям (Приложение 1). 8. Руководство Конференцией 8.1. Общее руководство по подготовке и проведению Конференции осуществляет оргкомитет, который создается администрацией из числа учителей предметников образовательного учреждения. 8.2. Оргкомитет определяет количество секций в зависимости от числа и качества поступивших работ, список участников финального (очного) этапа, сроки, порядок и программу Конференции. 8.3. Оргкомитет утверждает состав жюри по секциям. 8.4.Жюри Конференции осуществляет рецензирование представленных работ, определяет победителей и призёров в каждой секции на финальном (очном) этапе, определяет итоговую отметку для выставления в аттестат о среднем общем образовании. 10 Приложение 1. Критерии оценивания учащихся во время защиты Качество доклада: 1. Доклад идёт не более 7-10 минут 2. Пользование текстом защитного слова (приветствуется устное изложение) 3. Чёткость и логичность изложения материала 4. Свобода использования данных работы 5. Коммуникативные навыки – грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада Качество презентации: 1. Наличие титульного слайда – кто выполнил, когда, школа, руководитель, название работы 2. Есть слайд с целями и задачами, объектом и предметом исследования 3. Единый цветовой стиль фона, заголовков 4. Наличие заголовков слайдов, их нумерация 5. Текст и слайды соответствуют друг другу 6. Текста на слайдах немного, шрифт читаемый не менее 24 пт для заголовков и не менее 18 пт для подписей 7. Рисунки и фото подписаны 8. Наличие информационных источников Ответы на вопросы (научная дискуссия): 1. Логичность ответов 2. Эрудиция 3. Соответствие ответов поставленным вопросам по теме исследования 4. Рефлексия (адекватная оценка выполненной работы) 5. Культура речи, поведения 11 Приложение 2. Бланк оценивания Баллы: 0 – не проявлено, 1 – проявлено слабо, 2 – проявлено, 3- проявлено сильно Ф.И. ученика Критерий Качество доклада: 1. Доклад идёт не более 7-10 минут 2. Пользование текстом защитного слова (приветствуется устное изложение) 3. Чёткость и логичность изложения материала 4. Свобода использования данных работы 5. Коммуникативные навыки – грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада Качество презентации: 1.Наличие титульного слайда – кто выполнил, когда, школа, руководитель, название работы 2.Есть слайд с целями и задачами, объектом и предметом исследования 3.Единый цветовой стиль фона, заголовков 4.Наличие заголовков слайдов, их нумерация 5.Текст и слайды соответствуют друг другу 6.Текста на слайдах немного, шрифт читаемый не менее 24 пт для заголовков и не менее 18 пт для подписей 7.Рисунки и фото подписаны 8.Наличие информационных источников Ответы на вопросы (научная дискуссия): 1.Логичность ответов 2.Эрудиция 3.Соответствие ответов поставленным вопросам по теме исследования 4.Рефлексия (адекватная оценка выполненной работы) 5.Культура речи, поведения 12 Приложение 3. Образец рецензии РЕЦЕНЗИЯ на учебно-исследовательскую работу обучащегося 10 класса МКОУ «Талицкая СОШ №» Обучающийся ФИО Класс 10 Представлена учебно-исследовательская работа на тему: название ОСНОВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РАБОТЫ 1. Актуальность, практическом плане значимость темы в теоретическом и 2. Краткая характеристика структуры учебно-исследовательской работы 3 Достоинства работы, в которых проявились оригинальные выводы, самостоятельность учащегося, эрудиция, уровень теоретической подготовки, знание литературы и т.д. 4 Недостатки работы (по содержанию и оформлению) 5. Особые замечания, пожелания и предложения: Вывод: проектная работа ФИО по теме: «название» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту, и рекомендуется к защите с оценкой … (прописью). Оформление работы отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту, оценка … (прописью). Рецензент: ФИО Дата: «____» __________ 20__ г. Подпись: ___________________ 13 РЕЦЕНЗИЯ на учебно-исследовательскую (проектную) работу обучащегося 10 класса МКОУ «Талицкой средней общеобразовательной школы № » ФИО обучащегося: Предмет: __________________________________________ _______________________________________________ Тема ______________________________________________________ ____________________________________________________________ Объемом: __ страницы, __ рисунков, __ таблиц, __ приложений 1. Работа посвящена (актуальность, соответствие предмету) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Краткая характеристика структуры учебно-исследовательской (проектной) работы, полнота раскрытия темы________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____ 3. Полнота и корректность научного аппарата исследования (проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования) ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 4. Основные результаты работы (наличие выводов по проектно-исследовательской части, в заключении, наличие результата проекта) ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 5. Структура и логика работы ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 6. Соответствие методов исследования теме, умение их применять ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 7. Объем, степень использования информационных источников и их анализ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 14 8. Оформление работы, соответствие правилам оформления ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 9. Особые достоинства работы ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 10.Замечания, недостатки работы ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 12. Общий вывод: проектная работа ФИО по теме: «название» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту, и рекомендуется к защите с оценкой … (прописью). Оформление работы отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту, оценка … (прописью). Рецензент _________________________________________________________________________________ (ФИО полностью) Степень ____________________ звание _________________________________________________ Организация___________________________________________________________________ Подпись рецензента _________________________________________________________________ (подпись) _______._________________._________(дата:ЧМГ) 15