РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной (русский) язык» для обучающихся 10-11 классов Талица 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по родному (русскому) языку на уровне среднего общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения родного (русского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования. Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана наряду с обязательным курсом русского языка - изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной 2 образовательной программы среднего общего образования по родному (русскому) языку, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом для базового уровня. В то же время программа курса русского языка в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеет определѐнные особенности. Учебный предмет «Родной (русский) язык» дополняет содержание курса «Русский язык» в аспектах, связанных с отражением в русском языке культуры, истории русского народа и других народов России, с совершенствованием культуры речи обучающихся. Предметные результаты и текстовой освоения деятельности учебного предмета «Родной язык (русский)» отличаются от предметных результатов по другим родным языкам народов Российской Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы системного устройства языка и письменного оформления речи. Изучение предмета «Родной (русский) язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего общего образования: в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовнонравственном развитии и воспитании школьников, формировании способности к организации своей деятельности. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру». Государственная поддержка этнокультурного и языкового 3 многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества, — один из важнейших принципов национальной политики Российской Федерации. В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком не только функций государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как языка национального, являющегося основой сохранения русской и общероссийской культуры. Системообразующей доминантной содержания курса родного русского языка на уровне среднего общего образования, как и на предыдущих уровнях образования, является идея изучения родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В соответствии с этим содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» имеет следующие особенности: 1) внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам социолингвистического и культурологического характера — многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом; 2) направленность на формирование представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); 3) ориентированность во всех содержательных блоках учебного предмета прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и морально-нравственных ценностей. 4 Школьный курс родного русского языка опирается на содержание курса русского языка, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не дублируют их. Первая содержательная линия «Язык и культура» представлена в программе темами, связанными с особенностями русской языковой картины мира и отражения в ней менталитета русского народа; основные типы национально-специфической лексики русского языка; активные процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода; особенности и разновидности письменной речи начала XXI в в современной цифровой (виртуальной) коммуникации; словари русского языка, отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории. Вторая содержательная линия «Культура речи», раскрывающая проблемы современной речевой культуры, нацелена на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, развитие способности обучающихся старшеклассников ориентироваться в современной речевой среде с учѐтом требований экологии языка и повышение их речевой культуры; на формирование представлений о культуре речи как компоненте национальной культуры, о вариантах языковой нормы. Третья содержательная линия «Речь. Речевая деятельность. Текст» нацелена на формирование осознанного отношения к тексту как средству передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; культурной связи поколений. В разделе предусмотрено освоение приѐмов работы с традиционными линейными текстами, ознакомление с приѐмами оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с современными 5 информационно-справочными ресурсами, электронными базами, пространством блогосферы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» Целями изучения родного (русского) языка по программам среднего общего образования являются: формирование идентичности, у обучающихся гражданского общероссийской самосознания, гражданской патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры межнационального общения; воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него — к родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; расширение представлений о родном языке как базе общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов; знаний о родном русском языке национальной как форме выражения культуры и национального мировосприятия, истории говорящего на нѐм народа; об актуальных процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы, типах 6 речевой культуры, стилистической норме русского языка; о тексте как средстве хранения и передачи культурных ценностей и истории народа; совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения; совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений дифференцировать прослушанного и осуществлять интегрировать текста; овладение информационный информацию стратегиями, прочитанного графика, и обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных (гипертекст, поиск, форматов инфографика и др.); умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС СОО учебный предмет «Родной (русский) язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение 7 русского языка, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК» 10 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного языка, значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление национальной культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской Федерации. Культура родной речи как фактор сохранения культурной преемственности поколений. Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национально-специфическая лексика русского языка и еѐ основные типы (повторение, обобщение). Особенности русской языковой картины мира (общее представление). Ключевые слова русской культуры, основные разряды ключевых слов и их особенности (повторение, обобщение). История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и пассивизация различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры русского народа. Переосмысление значений слов. Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. 8 Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре русского народа (обзор, общее представление). Общие толковые словари русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Специальные исторические и этимологические словари русского языка. Словари, отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории (рубеж XX—XXI вв и начало XXI в). Раздел 2. Культура речи Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Языковая норма и современный русский литературный язык. Языковая норма и история еѐ развития. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство литературного языка. Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и еѐ типы (общее представление). Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Варианты ударения и произношения. Орфоэпические словари ХХI в. Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка ХХI в. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Изменения существительного, морфологических глагольных форм. норм: варианты Грамматические форм имени словари и справочники русского языка ХХI в. Орфографические варианты. Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI в. 9 Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры. Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвлѐнная система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения. Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Стратегии чтения и понимания текста. Приѐмы оптимизации процессов чтения и понимания текста. Приѐмы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста. Русский язык в повседневном устном общении. Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли. Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения. Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс. Состав и структура Национального корпуса русского языка. Возможности работы с Обучающим корпусом Национального корпуса русского языка. 10 11 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода. Основные направления современного развития русского языка. Изменения в формах существования русского языка, его функциональных и социальных разновидностях, способах речевой коммуникации и формах русской речи в новейший период его развития (общее представление). Русский язык в современной коммуникации. Современная опосредованная) коммуникация, цифровой цифровая еѐ (виртуальной) (виртуальная, особенности и электронно- формы (общее представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная русская речь и еѐ особенности. Устно-письменная речь как новая форма реализации русского языка (общее представление). Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в. Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути появления новых слов (общее представление). Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в и процессы еѐ адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями. Языки-источники новых иноязычных заимствований и расширение сфер массового употребления заимствованных инноваций. Особенности процессов иноязычного заимствования лексики и фразеологии в новейший период развития русского языка. Основные направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов в XXI в (общее представление). Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода. Образование производных и сложносоставных новых слов (морфологических неологизмов) на базе иноязычных инноваций. 11 Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода, основные пути их образования. Новая фразеология русского языка. Причины появления новых фразеологизмов. Основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода. Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая фразеология исконно русского происхождения и еѐ источники. Раздел 2. Культура речи Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением; вариативность в согласовании сказуемого с подлежащим; колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в. Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения. Деловая беседа. Деловой разговор по телефону. Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление). Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика (общее представление). Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты). Культура оформления научного текста. Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии 12 как нарушение экологии языка. Способы противостояния речевой агрессии. Основные правила речевого общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Прецедентный текст как средство культурной связи поколений. Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в содержательном наполнении текста. Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного типа. Инструкции вербальные и невербальные. Приѐмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля. Информационные ловушки. Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра. Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевые жанры. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по родному (русскому) языку достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников. Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему 13 поколению, взаимного культурному наследию уважения, и бережного отношения к традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы среднего общего образования по родному (русскому) языку должны отражать готовность и способность обучающихся внутренней позицией позитивных внутренних руководствоваться личности, системой убеждений, сформированной ценностных соответствующих ориентаций, традиционным ценностям российского общества; расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности. 2. Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед 14 Родиной, гордости за свой край, свою Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. 3. Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность адекватно оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4. Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе словесного; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному русскому языку. 5. Физического воспитания: 15 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6. Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, переводчиков, педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7. Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8. Ценности научного познания: 16 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность по родному языку индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по родному (русскому) языку среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации; способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский и жизненный опыт. 17 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения рабочей программы по родному (русскому) языку для среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать еѐ всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения, в том числе на материале русского родного языка; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов; разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать виртуального и и выполнять комбинированного работу в условиях взаимодействия при реального, выполнении проектов по родному языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в контексте изучения предмета «Родной (русский) язык», навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 18 владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе по родному русскому языку, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах и жанрах с учѐтом назначения информации представления и целевой и аудитории, визуализации (текст, выбирая оптимальную форму презентация, таблица, схема, диаграмма, график и др.); 19 оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать технологий средства в информационных решении и когнитивных, коммуникационных коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развѐрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности; выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; 20 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учѐтом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретѐнный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; самостоятельно составлять план действий при анализе и создании текста, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 21 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своѐ право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 класс Язык и культура Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовнонравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни; иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации; проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам народов России. Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах русской культуры и их основных разрядах; анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нѐм ключевых слов русской культуры (в рамках изученного). Иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов 22 слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры. Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения русского народа. Культура речи Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного). Иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека Иметь представление современного русского орфоэпической и об изменениях литературного акцентологической языка, норм орфоэпических норм актуальных вариантах современного русского литературного языка; анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в. Иметь представление об изменениях лексических норм современного русского литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений; понимать значение словарных помет в толковых словарях ХХI в (в рамках изученного). Иметь представление об изменениях морфологических норм современного русского литературного языка; анализировать и сопоставлять варианты форм имени существительного, глагола. Иметь представление об орфографической вариативности в современном русском языке, орфографическом варианте; анализировать орфографические варианты (на отдельных примерах). Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; 23 корректировать речь с учѐтом еѐ соответствия основным нормам современного литературного языка. Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры. Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой среде; об их отличиях от традиционных текстов; о возможностях использования в текстах различных знаковых систем; об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Владеть основными стратегиями, приѐмами оптимизации процессов чтения и понимания текста. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов. Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста при создании вторичных текстов. Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации. Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние русского языка и тенденции его развития; владеть культурой электронного общения. Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ) как информационно-справочный ресурс. 24 11 класс Язык и культура Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного); приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка. Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронно- опосредованной) коммуникации и еѐ формах, комментировать еѐ основные особенности; характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в рамках изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.). Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка в XXI в, характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной лексики и основные способы еѐ освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках изученного). Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (с использованием словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова. Иметь представление об актуальных способах создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода; определять значения и способы словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути образования сематических неологизмов (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры. Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода; определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках изученного), 25 принадлежности к определѐнному тематическому разряду, особенностей употребления. Культура речи Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного русского литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы; анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим; анализировать колебания в употреблении предлогов. Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания; анализировать примеры использования факультативных знаков препинания в текстах. Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения; характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного); анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учѐтом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия. Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально- делового стиля (в рамках изученного). Характеризовать анализировать речевое особенности поведение учебно-научного человека, общения; участвующего в учебно- научном общении, с учѐтом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения. Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и 26 сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учѐтом особенностей делового и учебно-научного общения. Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка; анализировать речевое поведение человека в ситуации противостояния речевой агрессии. Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений. Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена; характеризовать их место в культурном наследии. Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов. Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций. Владеть приѐмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля. Распознавать информационные ловушки. Различать представление основные о жанры блогосфере. интернет-коммуникации. Владеть средствами Иметь создания коммуникативного комфорта. Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах. Иметь представление о стилизации. 27 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 3 0 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Язык и культура 1.1 1.2 1.3 1.4 Родной язык в жизни человека, общества, государства Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа (повторение, обобщение) История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение) Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее 2 0 1 2 0 0 1.5 Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре народа (общее представление) 1 0 1 1.6 Проектно-исследовательская деятельность 2 2 0 0 0 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM6 E Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM DV 11 Раздел 2. Культура речи 2.1 Типы речевой культуры носителей языка 1 Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HME q 2.2 Языковая норма и современный русский литературный язык 1 0 0 2.3 Орфоэпические нормы современного русского литературного языка 1 0 0 2.4 Лексические нормы современного русского литературного языка 2 0 1 2.5 Морфологические нормы современного русского литературного языка 1 0 0 2.6 Орфографические варианты 1 0 0 2.7 Языковая игра 2 0 1 2.8 Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы) 2 2 0 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HMF z Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM K7 Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM6 E Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM Mi Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM Q4 11 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 3.1 Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа 2 0 1 3.2 Линейный текст и гипертекст 1 0 0 3.3 Современные тексты как особое явление в практике общения 1 0 0 3.4 Стратегии чтения и понимания текста 2 0 1 29 3.5 Русская речь в повседневном устном общении 1 0 0 3.6 Письменная речь в Рунете 1 0 0 3.7 Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс 2 0 1 3.8 Проектно-исследовательская деятельность 2 2 0 Итого по разделу 12 Повторение пройденного материала 2 0 1 Итоговый контроль (проектно-исследовательские работы, контрольные и проверочные работы) 6 6 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 6 8 11 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 2 0 1 1 0 0 1 0 0 2 0 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Язык и культура 1.1 1.2 1.3 1.4 Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации Активные процессы в развитии лексики в русском языке XXI в Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в и процессы ее адаптации 30 1.5 Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода 1 0 0 1.6 Новая фразеология русского языка 2 0 1 1.7 Проектно-исследовательская деятельность 2 2 0 Итого по разделу 11 Раздел 2. Культура речи 2.1 Синтаксические нормы современного русского литературного языка 2 0 1 2.2 Факультативные знаки препинания 2 0 1 2.3 Культура устного делового общения 1 0 0 2 0 1 1 0 0 1 0 0 2 2 1 2.4 2.5 2.6 2.7 Культура письменного делового общения. Деловое письмо Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации Проектно-исследовательская деятельность Итого по разделу 11 Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 3.1 Прецедентный текст как средство культурной связи поколений 2 0 1 3.2 Тексты сплошные и несплошные 2 0 1 3.3 Коммуникативная грамотность. Приѐмы работы с текстом публицистического стиля 2 0 1 31 3.4 Тексты инструктивного типа 1 0 0 3.5 Основные жанры интернет-коммуникации 1 0 0 3.6 Традиции и новаторство в художественных текстах 2 0 1 3.7 Проектно-исследовательская деятельность 2 2 0 Итого по разделу 12 Повторение пройденного материала 0 0 0 Итоговый контроль (проектно-исследовательские работы, контрольные и проверочные работы) 6 6 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 6 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1. Родной язык в жизни человека, общества, государства 1 0 0 2. Понятие «языковая картина мира» 1 0 0 3. Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа 1 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 32 4. 5. 6. 7. 8. Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики русского языка История русского народа и русской культуры сквозь призму фразеологии русского языка Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 9. Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре народа (общее представление) 1 0 1 10. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 11. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 12. Типы речевой культуры носителей языка 1 0 0 13. Языковая норма и современный русский литературный язык 1 0 0 14. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка 1 0 0 15. Лексические нормы современного русского литературного языка 1 0 0 16. Лексические нормы современного русского литературного языка 1 0 1 Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM6 E Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM AY Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM DV Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HME q Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HMF z Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM K7 Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM6 E 33 17. Морфологические нормы современного русского литературного языка 1 0 0 18. Орфографические варианты 1 0 0 19. Языковая игра 1 0 0 20. Языковая игра 1 0 1 1 1 0 1 1 0 21. 22. Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы) Проектно-исследовательская деятельность «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы) 23. Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа 1 0 0 24. Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа 1 0 1 25. Линейный текст и гипертекст 1 0 0 26. Современные тексты как особое явление в практике общения 1 0 0 27. Стратегии чтения и понимания текста 1 0 0 28. Стратегии чтения и понимания текста 1 0 1 29. Русская речь в повседневном устном общении 1 0 0 30. Письменная речь в Рунете 1 0 0 1 0 0 1 0 1 31. 32. Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM Mi Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM Q4 Библиотека ЦОК https://clck.ru/36HM Qz 34 33. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 34. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 34 6 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 11 КЛАСС № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов Тема урока Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации Активные процессы в развитии лексики в русском языке XXI в Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в и процессы ее адаптации Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в и процессы ее адаптации Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 8. Новая фразеология русского языка 1 0 0 9. Новая фразеология русского языка 1 0 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 35 10. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 11. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 1 0 0 1 0 1 12. 13. Синтаксические нормы современного русского литературного языка Синтаксические нормы современного русского литературного языка 14. Факультативные знаки препинания 1 0 0 15. Факультативные знаки препинания 1 0 1 16. Культура устного делового общения 1 0 0 17. Культура письменного делового общения 1 0 0 18. Деловое письмо 1 0 1 1 0 0 1 0 0 19. 20. Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации 21. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 22. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 1 0 0 1 0 1 23. 24. Прецедентный текст как средство культурной связи поколений Прецедентный текст как средство культурной связи поколений 25. Тексты сплошные и несплошные 1 0 0 26. Тексты сплошные и несплошные 1 0 1 27. Коммуникативная грамотность. Приѐмы работы с текстом публицистического стиля 1 0 0 36 28. Коммуникативная грамотность. Приѐмы работы с текстом публицистического стиля 1 0 1 29. Тексты инструктивного типа 1 0 0 30. Основные жанры интернет-коммуникации 1 0 0 31. Традиции и новаторство в художественных текстах 1 0 0 32. Традиции и новаторство в художественных текстах 1 0 1 33. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 34. Проектно-исследовательская деятельность 1 1 0 34 6 11 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 37 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Русский родной язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебное пособие / Александрова О.М., Загоровкая О.В. и др. – М., Просвещение, 2023. 2. Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для школьников и абитуриентов. - Санкт-Петербург, Литера, 2018. 3. Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. - СанктПетербург, Литера, 2019. 4. Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах. - Санкт-Петербург, Литера, 2018. 5. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2022. 6. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2020. 7. Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – Санкт-Петербург, 2014. 8. Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. – Москва, Эксмо, 2020. 9. Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таблицах и схемах. - Санкт-Петербург, Литера, 2018. 10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М.: Флинта, Наука, 2006. 11. Стернин И. А. Практическая риторика. – М., Академия, 2018. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Русский родной язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебное пособие / Александрова О.М., Загоровкая О.В. и др. – М., Просвещение, 2023. 2. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. – М., АСТ, 2018. 3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., Дрофа, 2019. 4. Горшков А.И. Русская словесность. – М., Дрофа, 2000. 5. Нарушевич А.Г. Средства выразительности на ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону, Легион, 2017. 6. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – Санкт-Петербург, Литера, 2015. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Справочно-информационный портал «Русский язык» – ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru 2. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1september.ru 3. Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 4. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку http://rus.rusolymp.ru 5. Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru http://www.philolog.ru/dahl 6. ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.rus-ege.com 7. Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук http://www.ruslang.ru 8. Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru http://www.ruthenia.ru 9. Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru 10. Конкурс «Русский Медвежонок – языкознание для всех» http://www.rm.kirov.ru 11. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 12. Материалы по теории языка и литературе http://philologos.narod.ru 13. Машинный фонд русского языка http://cfrl.ruslang.ru 14. МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии http://www.medialingua.ru 39 15. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://mapryal.russkoeslovo.org 16. Методический журнал «Русский язык в школе» http://www.riash.ru 17. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru 18. Портал русского языка «ЯРУС» http://yarus.aspu.ru 19. Портал «Русское слово» http://www.russkoeslovo.org 20. Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru 21. Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) http://www.ropryal.ru 22. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 23. Русская Ассоциация Чтения http://www.rusreadorg.ru 24. Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка http://fonetica.philol.msu.ru 25. Русский для всех: портал по использованию русского языка и получению образования на русском языке в государствах СНГ и Балтии http://www.russianforall.ru 26. Русский филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru 27. Русский язык в России и за рубежом: Справочно-информационная картографическая система http://ruslang.karelia.ru 28. Русский язык и культура речи: электронный учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html 29. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 30. Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология http://starling.rinet.ru 31. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 32. Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru 40 33. Словари и энциклопедии на «Академике» http://dic.academic.ru 34. Cловари русского языка http://www.speakrus.ru/dict 35. Словопедия: русские толковые словари http://www.slovopedia.com 36. Учебник по орфографии и пунктуации http://www.naexamen.ru/gram 37. Фонд «Русский мир» http://www.russkiymir.ru 38. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru 39. Электронное периодическое издание «Открытый текст» http://www.opentextnn.ru 40. Язык и книга: Сайт о языкознании, письменности, истории книг и книгопечатания http://slovnik.rusgor.ru 41